Вся правда об авто без растаможки

Вся правда об авто без растаможки

28.02.2013 р. в 18:56, «InfoCar.ua»

Каждый из нас не раз и не два слышал о том, что за границей автомобили значительно дешевле, чем в Украине. Что в той же Польше или Литве можно купить слегка подержанную иномарку в отличном состоянии всего за несколько тысяч евро.

Да вот беда! Оформление всех документов по растаможиванию такого автомобиля обойдется в сумму, которая нивелируют разницу в стоимости и лишит покупку машины за границей всякого смысла. В том случае, если, конечно, все делать по закону. Так уж сложилось исторически, что в Украине, как и в других странах СНГ, всегда находится альтернативный способ решения проблемы. Есть он и в отношении автомобилей, пригнанные из-за границы. Причем, пригнанных без необходимости уплаты таможенных сборов. Давайте разберемся, как такая схема работает и насколько она законна.

Откуда ноги растут

Счастливым билетом для тех, кто хочет купить недорогой, но приличный автомобиль за границей, стала так называемая Стамбульская Конвенция, то есть «Конвенция о временном ввозе», принятая в 1990 году в Стамбуле и ратифицированная Верховной Радой Украины в 2004-м. В соответствии с ней в Украину можно временно (на срок до 365 дней) ввозить транспортные средства без уплаты таможенных сборов. Если не вникать в детали, легко предположить, что можно поехать, например, в Польшу, купить там машину, приехать на ней в Украину без уплаты пошлин и необходимости перерегистрации (то есть остаться на номерах Евросоюза), а затем лишь раз в год пересекать границу и снова возвращаться на Родину. Заманчиво, не правда ли?

Увы, на деле ситуация несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. В любом Законе, Кодексе или Конвенции есть ряд условий, которые нужно выполнять и критериев, которым нужно соответствовать. Действительно, положения Стамбульской Конвенции упрощают временный ввоз транспортных средств в Украину, но не всех, а только коммерческого назначения. И тут уже в дело включается Таможенный Кодекс Украины, который дает четкое определение тому, что такое транспортное средство коммерческого назначения: «любое судно (в том числе самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также суда на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (моторные транспортные средства, прицепы, полуприцепы) или подвижной состав железной дороги, используемые в международных перевозках для платной транспортировки лиц или для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров вместе с обычными запасными частями, принадлежностями и оборудованием, а также маслами и топливом, содержащиеся в их обычных баках на протяжении их транспортировки вместе с транспортными средствами коммерческого назначения».

Кроме того, Стамбульская Конвенция требует, чтобы транспортные средства коммерческого назначения, претендующие на налоговые льготы при временном ввозе, были зарегистрированы на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозились и использовались лицами, которые осуществляют свою деятельность с этой территории. В то же время, в Приложении к Конвенции отмечается, что транспортные средства коммерческого назначения могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляющие свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или проживают на территории временного ввоза.

Из сказанного выше следует, что просто так поехать за границу, купить там машину для личных нужд и беспошлинно ввезти ее в Украину не получится. Речь идет только о транспорте коммерческого назначения. Это не обязательно должен быть грузовой автомобиль или автобус. Легковой автомобиль вполне вписывается в требования Конвенции и Таможенного Кодекса, но для пересечения границы без уплаты сборов нужно, чтобы этот автомобиль был оформлен на юридическое лицо той страны, из которой машина вывозится, а водитель, если он не является владельцем авто, должен иметь при себе документы, подтверждающие факт осуществления деятельности в пользу юридического лица, которое является собственником транспортного средства, документы на транспортное средство, подтверждающие цель его временного ввоза, а также надлежащим образом оформленное разрешение пользователя права на временный ввоз транспортного средства. Ну, и непосредственно документы на автомобиль.

Таков порядок, и он, вероятно, был бы достаточно простым и удобным для тех, кто на самом деле живет в соседних странах, но чья работа так или иначе связана с Украиной, то есть тем, кому время от времени нужно приезжать к нам по делам, за товаром или с товаром. К сожалению, даже этим вполне законопослушным гражданам бывает сложно беспрепятственно пересечь границу. А все потому, что существует схема (и таможня об этом прекрасно знает), по которой требования Стамбульской Конвенции и Таможенного Кодекса можно обойти, чтобы пригнать автомобиль из-за границы для личных нужд без уплаты пошлин. Причем, задействованы в этой схеме и украинцы, и граждане соседних стран.

Что на практике?

В Интернет сегодня не сложно найти предложения о якобы легальной продаже автомобилей из-за границы, на номерах Евросоюза и без необходимости уплаты таможенных пошлин, то есть ввезенных в Украину под прикрытием Стамбульской Конвенции. Машину даже могут доставить по указанному адресу в любую точку страны. Достаточно лишь выбрать то, что хочется. Есть и другой вариант — самостоятельно отправиться в одну из стран Еврозоны, найти там подходящий вариант и оформить документы. И вот тут начинается самое интересное, потому что юридически покупатель не становится собственником транспортного средства. Автомобиль оформляется на одну из компаний, специально созданных для такой продажи машин, а с покупателем заключается трудовой договор, дабы выполнить требование Конвенции и таким образом подтвердить на таможне, что человек за рулем представляет интересы европейской компании и в Украину едет по делам, а значит освобождается от уплаты пошлин на автомобиль. Плюс, выдаются документы, подтверждающие цель временного ввоза машины. Соответственно, когда время, отпущенное на временный ввоз, истечет (напомним, Конвенция допускает ввоз на срок до 365 дней), достаточно снова поехать к продавцу, который при продаже гарантировал, что будет выдавать столько пакетов документов, сколько потребуется. Тем, кто живет недалеко от границы, подобные поездки, по идее, доставлять больших неудобств не должны.

Формально все чисто и юридически правильно. Документы на руках, можно ехать домой, спокойно пересекая границу. Свершилось? Не спешите радоваться. Что бы там ни говорили, а сотрудники таможенной службы Украины неплохо знают суть «своих» нормативных актов и отлично осведомлены о схеме беспошлинного ввоза машин по Стамбульской Конвенции. Следовательно, ситуация на границе может развиваться по трем сценариям. Первый, крайне маловероятный — пограничники закроют на все глаза, оформят бумаги, поставят печати и отпустят счастливого водителя иномарки туда, куда он направляется. Во втором случае, наиболее вероятном, автомобиль тоже пропустят, но прежде на водителя будут давить, намекая на то, что он никуда не поедет, если не соблаговолит расстаться с некоторым количеством купюр, вплоть до того, что будет названа конкретная сумма. Ну, и третий сценарий — автомобиль просто-напросто не пустят в Украину, хотя для этого у таможенной службы должны быть объективные причины (неправильно оформленные документы или их отсутствие) и железный иммунитет на финансовые благодарности.

Даже если абсолютно все документы оформлены идеально и придраться просто не к чему, в запасе у таможни есть еще один весомый аргумент, прописанный в Кодексе. Он гласит, что «срок временного ввоза транспортных средств коммерческого назначения устанавливается таможенным органом с учетом того, что эти транспортные средства должны быть реэкспортированы сразу же после завершения транспортных операций, для которых они были ввезены». Иными словами, велика вероятность того, что машину впустят на территорию Украины всего на 3-5 дней. Может быть на 7-10 дней. Рассчитывать на максимальные 365 почти нереально. Во всяком случае, бесплатно.

Нельзя не сказать и о том, что часто таможня аргументирует свой отказ во въезде в Украину тем, что в определении «транспортного средства коммерческого назначения» сказано, что оно (если оно едет не с грузом или не за грузом) должно использоваться для «платной транспортировки лиц». Мол, нет пассажиров, значит, нет и транспортировки лиц. В этом случае обычно срабатывает контраргумент водителя: «Я работаю на фирму, она платит мне деньги за то, что я еду на этой машине по рабочим делам. Значит, я и есть лицо, которое транспортируется платно». Впрочем, в последнее время таможня стала намного более категоричной и всеми силами борется с попытками ввезти автомобиль в Украину описанным выше способом. Даже если формально это идет в разрез со Стамбульской Конвенцией. А делается все очень просто: таможня “дает добро” на временный ввоз в Украину автомобиля на длительный срок, если за его рулем сидит нерезидент, то есть не гражданин Украины. Если же за рулем резидент, таможня разрешает пересечь границу всего на несколько дней.

Есть и другая схема обмана покупателя, которую иначе как мошенничеством назвать трудно. Украинцу, подыскивающему машину за границей, обещают, что автомобиль будет оформлен на него, а некая фирма просто возьмет транспортное средство в аренду, оформит с покупателем трудовой договор и отправит в Украину. Это практически 100-процентная гарантия того, что пересечь границу без уплаты пошлин не удастся. Почему? Читайте выше - транспортное средство должно быть зарегистрировано на имя юридического лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, то есть за пределами Украины в нашем случае. Хотите стать владельцем автомобиля и приехать на нем на Родину - придется его растамаживать.

Вот оно, счастье!?

Даже тогда, когда все таможенные процедуры благополучно пройдены и на руках у водителя есть разрешение на беспошлинный ввоз автомобиля на максимальный 365-дневный срок, это еще не повод расслабляться. Если в западной части Украины автомобили с европейской регистрацией — дело привычное, то в других регионах таких машин не так уж много. Следовательно, нужно быть готовым к повышенному вниманию к такой машине со стороны сотрудников ГАИ. Но еще важнее быть готовым к провокациям, если такие будут. Например, недавно в Харькове сотрудник ГАИ остановил автомобиль с литовскими номерами, ввезенный по всем правилам Стамбульской Конвенции, и тут же вызвал таможенника, который составил протокол за якобы недействительные документы, и конфисковал автомобиль. Водитель машины обратился в суд и в конце концов выиграл его, поскольку действия таможенника превышали его полномочия. Суть претензий таможенника заключалась в том, что трудовой договор, который был заключен между водителем и литовской компанией, не был зарегистрирован на литовской бирже, хотя это не является обязательным, поскольку водитель выполняет свою работу не на территории Литвы, а на территории Украины, а для этого не нужно иметь литовское разрешение не работу. Это лишь один пример, но реальный и весьма показательный. Риск конфискации будет преследовать автомобиль на европейских номерах постоянно.

Не нужно забывать и о том, что власти европейских стран ведут борьбу с “липовыми” организациями, выдающими документы для пересечения границы по правилам Стамбульской Конвенции. Учитывая то, что автомобили, временно ввезенные в Украину, юридически находятся в собственности иностранных компаний, в случае их ликвидации, ареста их имущества или других правовых действий, следующая поездка в Европу за очередным пакетом документов может обернуться конфискацией транспортного средства без шансов что-либо доказать.

А как насчет того, что продать автомобиль на европейских номерах у украинца не получится ни в нашей стране, ни в Европе? Он ведь в собственности иностранной фирмы, не забыли? Продать на запчасти? Теоретически, можно, только денег за это выручить удастся не много, да и прежде, чем разбирать машину, придется как-то доказать таможне, что выполнить требования Кодекса и Конвенции по обязательному реэкспортированию автомобиля в страну регистрации невозможно (угнали ее, допустим). В итоге потерять можно больше, чем составили бы потери от покупки такой же машины в Украине. Да, она стоит дороже в два раза, но продав ее через два-три года можно вернуть 75% вложенной суммы, а то и больше. Автомобиль же на европейских номерах - это, по сути, деньги, закатанные в металл без возможности возврата.

Вот и получается, что заманчивая перспектива покупки хорошей и дешевой машины из-за границы является не более чем фарсом, который в итоге может привести и к юридическим проблемам, и к финансовым потерям. Оправдан ли такой риск? Ответ на этот вопрос, наверное, каждый должен найти для себя сам. Но прежде, чем решиться на ввоз машины по Стамбульской Конвенции, перечитайте эту статью еще раз.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин