Ямочное банкротство: Укравтодор доведен до полного бездорожья

Ямочное банкротство: Укравтодор доведен до полного бездорожья

18.03.2016 р. в 12:48, obozrevatel

Пришедшее рано в этом году тепло обнажило наиболее катастрофическое за всю независимость состояние дорог.

При этом никакие ремонтные работы службами Укравтодора не проводятся. Деньги не выделены, казначейские счета большинства областных служб автомобильных дорог арестованы, а счета облавтодоров заблокированы казначейством.

Попытаемся разобраться, что же происходит с дорожной инфраструктурой в стране перманентных реформ.

Стоит отметить, что денег на содержание и ремонт дорог всегда выделялось очень мало, а то, что выделялось при составлении бюджета, затем урезалось в пользу социальных нужд. Прошлый премьер Николай Азаров, принимая очередное такое решение, как правило, произносил сакраментальную фразу: "дороги не плачут".

Однако правительство Арсения Яценюка, судя по всему, решило, что дороги не только не плачут, без них вообще можно обойтись. В связи с чем в 2014- 2105 годах деньги на ремонтные работы практически не выделялись, а на эксплуатацию поступало не более половины от необходимых средств. В результате такого подхода многие дороги превратились в просто направления движения и выглядели словно после бомбежки.

Ранее большая часть ремонтных работ осуществлялась частными подрядчиками за свои деньги, а Укравтодор расплачивался с ними после принятия работ. По сути, бизнес инвестировал в ремонт и строительство дорог 2-3 миллиарда гривен ежегодно. И если в предыдущие годы государство хоть и с большим опозданием, но рассчитывалось с подрядчиками, то правительство Яценюка прекратило всякие расчеты за ранее выполненные работы.

За три года с учетом девальвации и инфляции, вложенные деньги обесценились в разы. Кроме того, многие компании взяли кредиты, а потому понесли колоссальные убытки. После длительных просьб, претензий и унижений терпение дорожников лопнуло, и они пошли в суды.

Понимая, что отрасли грозит коллапс, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский все таки добился принятия постановления Кабинета министров №805 от 30 сентября 2015 года, которым предусматривалось погашение задолженности, и дал слово, что до конца года полностью закроет долги перед подрядчиками в размере 1,7 млрд грн.

Следует сказать, что задолженность сформировалась в 2012-2014 годах, когда были получены кредитные средства от европейских банков на капитальный ремонт совсем разбитых участков дорог. Тогда Минфин выделил ассигнования. Согласно полученным средствам, Укравтодор провел тендеры, победители которых выполнили работы за свои и заемные средства. Но оплатить их Укравтодор с полученных из Европы кредитов не смог, поскольку деньги на его счетах числились лишь номинально, реально же ими распоряжался Минфин, который и пустил деньги совсем не по целевому назначению, хотя обслуживает кредит и платит проценты по нему все тот же Укравтодор.

После выхода упомянутого постановления была оплачена лишь часть задолженности в размере около 400 млн грн, при этом почти вся сумма ушла одной компании ОО "Автомагистраль", после чего по личному распоряжению Яценюка платежи были остановлены.

Не взирая на все усилия руководства Укравтодора и Администрации президента, ни копейки больше подрядчикам выплачено не было, и к новому году компании не уплатили проценты по кредитам, налоги, не выплатили зарплату. Вот такой новогодний подарок от премьера дорожникам.

Неприязнь Яценюка к отрасли была очевидна с первых дней его премьерства, если вспомнить высказывания главы правительства на тему "там все уже давно украдено" или "там все миллионеры, а дорог как не было, так и нет".

Как человек совершенно далекий от отрасли он себе явно не представлял, какие мизерные деньги выделяются на ремонт и эксплуатацию дорог. К примеру, стоимость ремонта участка дороги Киев-Чернигов длиной всего 50 км по оценке ЕБРР составляет 140 млн евро, что эквивалентно 4 млрд грн. Таких денег у нас ни в одном году не выделяли даже на ремонт дорог по всей Украине.

Но свою несостоятельность государственные мужи решили переложить на подрядчиков, придумав версию о том, что это они все украли. Однако от таких действий власти пострадали не только дорожники, но и банки, кредитовавшие Укравтодор. Например, Укринбанк, получил кредит, который Укравтодор в последние годы вообще не обслуживал. Это стало одной из причин неплатежеспособности финучреждения.

Если бы Укравтодор погасил свои кредиты в Укринбанке, заплатил долги дорожникам, кредитовавшимся в Укринбанке, они бы в свою очередь погасили свои кредиты в этом же банке, может быть он и не рухнул бы в канун нового 2016 года.

Государство требует от банков выполнения всех нормативов, от предприятий уплаты налогов и зарплаты вовремя, грозя огромными штрафными санкциями в свою пользу, но при этом, в лице Кабмина, не выполняет свои обязательства, подталкивая к банкротству банки и предприятия, не неся при этом никакой ответственности, без последствий для виновных. Такая политика ожидаемо приводит к развалу экономики страны.

Предновогодний подарок премьера Укравтодору и дорожникам стал ударом для всей дорожностроительной отрасли. Сейчас эта мощнейшая отечественная отрасль, созданная за короткое время за деньги украинских инвесторов, почти уничтожена. При том что в 2003 году именно она стала локомотивом для всей экономики страны. Программа реанимации украинской экономики через инфраструктурные проекты позволила обеспечить с 2003 по 2008 год ощутимый рост ВВП, рост минимальной зарплаты и пенсий в три раза и укрепление гривни на 20%.

Именно тогда и родилась дорожностроительная отрасль с новейшими заводами оборудованием и технологиями. Тогда и были построены дороги Киев-Борисполь, Киев-Одесса, Варшавка и многое другое. Считалось большим достижением, что все сложнейшие сооружения Евро-2012 построены отечественными производителями. Однако сегодня все это практически уничтожено. Крупнейший холдинг "Альфадорстрой" банкрот, вторая крупная компания "Альтком" выживает благодаря подрядам за рубежом, но на сегодня начисто лишена оборотных средств и поэтому не в состоянии выполнить работы по ранее выигранным тендерам, остальные либо банкроты, либо на грани банкротства, поскольку вся техника в залоге в банках, кредиты не обслуживаются, оборотных средств для выполнения работ нет.

Но судя по действиям премьера, правительство и дальше не собирается рассчитываться по долгам, вероятно успешно усвоив от своих предшественников принцип "долги платят только трусы".

К каким только ухищрениям не прибегает Кабмин, чтобы не платить, ставя новую команду Укравтодора в совершенно нелепое положение. Так, например, дается распоряжение оплачивать только работы, которые проверило Контрольно-ревизионное управление. Казалось, чего проще для подрядчика, выполнившего работы качественно, получить акт такой проверки. Но в этом и хитрость. КРУ имеет право проверять только работы, на которые выделены ассигнования, но ассигнования Кабмин выделяет в тот же день или за день до финансирования, а для проверки КРУ необходимо минимум две недели. Вот деньги пришли, а оплатить их подрядчику нельзя, акта нет, поэтому он "пролетел" еще как минимум на год.

Или ситуация с распоряжением переоформить акты работ, выполненных, например, в 2013 году, текущим годом. При этом подписанты этих актов со стороны Укавтодора получают распоряжение не подписывать их под любым предлогом. А без новых актов оплата проводиться не будет. Правда такое поведение не очень сочетается с декларируемыми европейскими стандартами.

И, что вполне ожидаемо, подобное пренебрежительное отношение порождает соответствующую реакцию, вылившуюся, например, в драку, устроенную в Укравтодоре одним из подрядчиков в декабре 2015 года. Такие ситуации неудивительны, так как людей загнали в безвыходное положение, когда под эгидой введения европейских стандартов их сферу цинично уничтожают.

Результатом политики Кабмина в отношении дорожников стало то, что сегодня ни один объект масштабов Евро-2012 уже не может быть выполнен отечественной компанией. Более того, сегодня ни одна украинская компания не в состоянии по своим финансовым показателям даже принять участие в тендерах, проводимых Укравтодором под эгидой ЕБРР. С октября месяца Укравтодор пытался провести тендер по ремонту дороги Киев-Чернигов. Украинские компании настолько разорены, что по своим показателям не могут быть даже допущены к тендеру. Но и мечта премьера - европейские компании сюда не спешат. Поэтому тендер выиграла компания из Азербайджана.

При полном отсутствии кредитования и абсурдно высоких кредитных ставках украинские компании попросту лишены возможности выполнять работы по строительству дорог и конкурировать с теми же турками, которые легко берут кредиты у себя под 5% годовых.

Оказывается, можно каждый день говорить о необходимости привлечения и защите инвестиций и тут же самым безжалостным образом "зачищать" отечественных дорожников, создавая условия для прихода иностранных компаний.

Стоит также отметить, что выиграв суды, практически все компании, пошли на встречу просьбам Укравтодора и не возбуждали исполнительное производство в 2015 году. Но когда в конце года они осознали, что их в очередной раз обманули, уже в январе казначейские счета большинства служб автомобильных дорог были арестованы исполнительной службой. Реакция Кабмина соответствовала его "европейским устремлениям". Яценюк нашел очередной способ не платить, Кабмин попросил СБУ проверить объем и качество выполненных подрядчиками в предыдущие годы работ, а до завершения проверки в Казначейство было направлено письмо СБУ от 30.09.2016 №8/3/5-620, на основании которого Главное управление казначейства своим письмом от 03.02.2016, № 11-10/55-1972 запретило производить оплаты всем компаниям-подрядчикам и облавтодорам, выполнявшим работы за кредитные средства.

Нужно отдать должное СБУ, которая оперативно за 2 недели провела все проверки, и не обнаружила несоответствия объемов или качества выполненных работ. Акт проверки СБУ был получен Кабмином еще в феврале, но счета до сих пор заблокированы, по-видимому, премьер ищет новый повод обмануть подрядчиков.

Именно из-за блокировки счетов сегодня все облавтодоры не имеют средств и не выполняют ремонтные работы на дорогах, 80% из которых уже не пригодны к эксплуатации.

Тем временем премьер-министр публично с гордостью озвучил намерение направить в текущем 2016 году на строительство дорог 14 миллиардов гривен, надеясь таким образом снять возникшую по всей стране напряженность и удовлетворить все более жесткие требования общественности.

Но премьер явно лукавит, ведь сколько на самом деле будет выделено денег никто сказать не может. Так министр инфраструктуры Пивоварский 10 марта заявил, что на дороги в 2016 году выделят 20 млрд грн, тремя днями позже премьер-министр Яценюк сказал, что будет выделено уже 14 млрд грн, а еще через два дня, 14 марта Кабмин принял решение о выделении всего 6,5 млрд грн.

Но все это были скорее обещания, наиблее реальные суммы были названы на совещании, состоявшемся в Укравтодоре в пятницу 11 марта, где говорилось, что на ремонт дорог из бюджета выделяется 2,5 млн грн, причем сейчас выделяется только 1,2 млрд грн, остальные средства будут направлены только в конце года.

Возникает вполне закономерный вопрос: зачем нужны эти деньги в ноябре или декабре, какой ремонт дорог можно проводить в это время года? Очевидно, что, скорее всего, никто этих денег в конце года выделять не собирается. И все это дежурная приманка для дорожников, с расчетом на то, что кто-то достаточно наивный вложит свои деньги в ремонт, надеясь получить их в конце года.

Однако сейчас таких простаков найти будет не просто по целому ряду причин. Во-первых, у всех дорожностроительных компаний усилиями Укравтодора начисто вымыты собственные оборотные средства. Во-вторых, банки сегодня никого не кредитуют, а уж если банк узнает, что клиент собирается погашать кредит из средств, получаемых по договорам с Укравтодором, то ни за что кредит не выдаст, понимая, что это 100% невозврат. В-третьих, если у какой-то компании и есть возможность получить банковский кредит, то ни один разумный менеджер этого не сделает. Потому, что существующая на сегодня ставка по кредитам минимум 25% не позволяет работать в отрасли, да и каждый руководитель, имевший дело с Укравтодорм, понимает, что вероятность получить деньги у него мизерная.

Поэтому объем работ по ремонту дорог даже в объеме 2,5 млрд очень призрачен и возможен только если Укравтодор будет осуществлять предоплату или хотя-бы расплачиваться вовремя по каждому акту выполненных работ. Ну а поскольку ни предоплаты, ни платежей вовремя от Минфина при нынешнем Кабмине ждать особо не стоит, то вероятность реализации даже этих объемов работ весьма призрачна.

А если учесть, что 2,5 млрд на всю страну это чуть больше 100 млн на область, при том, что сколь-нибудь серьезный ремонт одного километра двухполосной дороги обходится в 5 млн грн, это всего лишь 20 км отремонтированной дороги на область при протяженности дорог в каждой из них менее 5000 км.

Не менее удручающая ситуация и с эксплуатацией дорог, на которую в феврале денег вообще не дали, а в марте пообещали дать треть от необходимых средств, но на сегодня, 18 марта не дали еще ни копейки. И это в пик ямочного ремонта, которого теперь точно не будет. Своими действиями и решениями Кабинет министров в очередной раз выставил Укравтодор на посмешище, а дороги обрек на окончательное уничтожение.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин