Вспоминая автомобильные реалии в СССР: "шипованная" резина для избранных и 80 км/ч на "Москвиче" по льду

01.01.2016 г. в 16:12, segodnya

На шиномонтажных сервисах в Киеве заканчивается сезон "переобувания" автомобилей. Ажиотаж вызван прогнозом на новогодние праздники: снег, мороз, гололёд.

Востребованные монтажники

Последние рассеянные теперь тащат зимнюю резину – чтобы поменять. Я тоже дотянул – всегда без всяких очередей менял в начале ноября, а тут вот решил сэкономить. Теперь болтаюсь в очереди.

Эдик и Ваня работают на монтаже уже восемь лет. Я у них меняю шины тоже восемь лет, потому что у них какой-то договор с нашим гаражом и поэтому скидка для таких же, как и я; четыре колеса R16 обходятся мне в 220 грн. плюс прочистка дисков – десятка. Ну, терпимо, скажем так.

А куда деваться? Уже конец декабря как-никак.

Раньше как-то не было особого ажиотажа – колёса менять! Ну, зима. Ну, снег, укатанные и посыпанные солью с песком дороги. Трактор "Беларусь", вытягивающий вверх по Круглоуниверситетской одинокую чёрную партийную "Чайку" ГАЗ-14 с автоматической коробкой передач. Было на что поглазеть! Но очередей на шиномонтаже не было. Знаете почему? Потому что не было и самого шиномонтажа!

Этому способствовал ряд факторов...

Некосмические скорости

Скорость в СССР – хоть тресни, но была низкой; больше 80 невозможно было выжать на "Москвиче" или "Жигулях" по льду. До той поры, пока не появилась бескамерная покрышка, проблема упиралась именно в резиновый баллон с ниппелем. Он хотя и был защищен покрышкой с металлическим кордом, однако загадочная камера, тем не менее, могла лопнуть в самый неподходящий момент. Камеры, даже с проколом, не выбрасывали – с помощью монтировки, молотка и некоторых сохранившихся до нашего времени известных слов их снимали с обода машины вручную. Затем она накачивалась, и в наполненной домашней ванне определяли место прокола – именно там камера пускала пузыри; так и теперь на СТО отыскивают повреждение.

Заботясь о гражданах с пробитыми камерами, предприятия-кооператоры автопрома выпускали для них "ремкомплект". Туда входили разной формы трогательные резиновые заплатки, кусок наждачной бумаги, "обезжириватель" и собственно клей. Однако все эти убогие гаджеты не могли гарантировать долгий срок убитой камеры. Езда на клееной была сродни хождению по заснеженной крыше в полночь; в любой момент могла наступить трагедия. О какой скорости можно говорить в такой ситуации?

Сегодня есть "лётчики", которые летают исключительно за 150 по реальному гололёду и любят при этом в глазах подруги показаться окончательно крутым и для драйва покрутиться, потянув ручник на себя. Безбашенных во все времена хватало, но тогда, пардон, женщин очаровывали другим; экстремальная езда оставалась уделом буржуазных бельмондо и иных фантомасов.

Зимней ночью…

Зимний – и не только зимний, трафик в СССР нельзя сравнить с современным: освещённость дорог, галогены, обочина, отбойники, плотность движения, дистанция и прочее всё же отличались тогда. Согласитесь, что теперь всё же именно резина спасает от попадалова в попу впереди идущей "копейке" без стопов. Плюс АБС тоже страхует от вращений по льду; в мире о ней узнали только в 1970 году от Daimler-Benz, а в СССР вплоть до его кончины эта опция прошла мимо ГАЗ-ВАЗ. Поправьте, если я ошибаюсь, но и сегодня в Украине только 70% автомобилей оборудованы антиблоком тормозной системы, не позволяющей превращать машину в подобие болида на льду.

Разговоров по мобильному на дорогах было в сто раз меньше. А может, даже в тысячу. Есть шаурму или сосать спрайт, что-то красить или бриться во время движения вообще никому в голову не приходило. Эти привычки появились в период перестройки и захода в страну первых иномарок.

А так зимней ночью по пустынным улицам громыхали только трамваи, для которых зимой и летом рельсы – одним цветом.

Резиновый дефицит

Зимняя "шипованная" резина в СССР всё же была – непонятный треугольный знак "Ш" на заднем стекле "Волги" вызывал глубокое уважение; он свидетельствовал о неординарности владельца, у которого был – это невероятно, ещё один комплект резины. Но металлические шипы и тогда не спасали! Они, наоборот, скользили по льду, потому что предназначены для глубокого снега. Как и цепи, которые, кстати, сегодня тоже используют в экстремальных ситуациях, при снежных заносах.

Если даже летняя резина доставалась с трудом – о какой зимней можно было вести речь? Вспомните Мкртчяна с покрышкой – из "Мимино"… Какие там Нокиан или Гиславед? Ярославский шинный. Московский шинный – расчёт окончен. И то, если повезёт! Моральным спасением было введённое непонятно кем понятие "всесезонка". Скорее всего, это была обычная резина, но реклама прибавляла к цене ещё минимум бутылку! Упомянутая в святи с "Мимино" покрышка 165/13R на "Жигули" в 1975-1985 г. стоила 72 рубля, а на чёрную "Волгу" – недосягаемую мечту украинца и цель жизни жителя Грузии, 118.50! Комплект резины для гаража ЦК и обкомов КПУ приходил по разнарядке из Москвы. Хотя белоцерковский шинный завод (ЗАО "Росава") был открыт в 1972 году. ЗАО "Росава" – создано в 1998 году. Спекулянты орудовали по полной. Для киевских частников выход, а точнее, вход, был один – бульвар Перова, коньяк и "красненькая" (10 руб.)., служебный вход магазина "Автозапчасти". Это было окно в мир скоростей.

Теперь там шумит авторынок.

Семейные мероприятия

Почти все частники вообще никуда не выезжали с наступлением холодов. Машина уже в октябре ставилась в гараж – в идеале; хотя и тогда с помещениями, заполненными старыми вёдрами, пустыми бутылками, шлангами, ремнями ГРМ, колёсными колпаками и пр. и иногда автомобилем, тоже были проблемы. Ещё авто накрывали тентом – до весны. Особо рачительные граждане вообще снимали колёса и "дворники", номера и зеркала, прятали их на балконе. Дело в том, что ВАЗ-2103 стоил около 7 500 руб. – совершенно неподъёмная сумма; она сохранялась с начала 70-х до середины 80-х. Старший инженер в киевском НИИ получал 100 рублей в месяц. "Обвес" или детали к легковой машине - и резина в их числе, в силу дефицита обходились очень дорого…

Вот почему машину бережно ставили на деревянные или металлические колодки. Зимой в выходные дни дружно, всей семьёй, прогуливались к транспортному средству, расчищали подъезды к гаражу или обметали тент от снега – до следующего снегопада.

Вместо послесловия

Ну, всё! Теперь до середины весны буду ездить на зимней – просто запомнились сугробы в конце марта два года назад. И всё же странно – почему шины солидной фирмы Мишлен в качестве своего логотипа используют человечка, полностью обмотанного бинтами?

Не приведи Господь!

загрузка...
Еще одна новость

В Мариуполе девушки по дороге с корпоратива попали в ДТП (видео)

01.01.2016 г. в 16:12, 0629

Корпоратив закончился для двух девушек больничной койкой Около часа ночи в Мариуполе на центральной улице столкнулись два автомобиля.В результате происшествия пострадали две девушки-пассажирки, которые на такси возвращались с новогоднего корпоратива. Обе пострадавшие находились в состоянии алкогольного опьянения, пишет 0629. 29-летняя мариупольчанка доставлена в горбольницу №9 с подозрением на перелом голени, а ее 24-летняя подруга – в травмпункт с ушибом мягких тканей лица. В пресс-службе Мариупольского отдела полиции сообщили, что внедорожник "GMC" красного цвета двигался по центральной улице Мариуполя под управлением 19-летнего водителя. Парень не выбрал безопасную скорость и врезался в автомобиль "Opel", в котором и находились две пассажирки. По данному факту открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 286 УК Украины.

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Новые стандарты оставят украинский автозавод без продукции

01.01.2016 г. в 16:12, ultramir

Кopпopaция «Этaлoн» нe cмoжeт дeлaть дeшeвыe aвтoбуcы пocлe пpинятия в Укpaинe экoлoгичecких нopм Евpo-5. Об этoм зaявили пpeдcтaвитeли кopпopaции нa пpecc-кoнфepeнции. Единcтвeннaя мoдeль, oтвeчaющaя нoвым экoлoгичecким нopмaм — aвтoбуc A081.30 CNG тoлькo пpoхoдит иcпытaния. Мoдeль будeт зaпущeнa в cepию тoлькo вo втopoй пoлoвинe 2016 гoдa. Однaкo будущee нoвинки cмутнo, вeдь cилoвoй aгpeгaт, oтвeчaющий нopмaм Евpo-5, будeт пoчти вдвoe дopoжe, чeм мoтopы, кoтopыe иcпoльзуютcя ceйчac. Нa дaнный мoмeнт нa aвтoбуcы «Этaлoн» cтaвятcя двигaтeли ТАТА, Ashok Leyland, FAW. С ввeдeниeм Евpo-5, кopпopaции пpидeтcя пepeйти нa cилoвыe aгpeгaты DAF,…

Прочитать новость
загрузка...
И кое-что еще!

ТОП-10 б/у автомобилей, которые украинцы продавали в 2015 году

01.01.2016 г. в 16:12, Auto.ria.com

По данным AUTO.RIA, 16% проданных за весь год автомобилей именно этой марки. К слову, это на 6% меньше, чем в 2014 году. Второе место среди самых продаваемых авто занял Volkswagen. Машин такой марки украинцы продали 7,1%. Первая двойка марок не сдаёт своих позиций в ТОП-10 уже больше 4 лет подряд. Что же касается остального списка ТОП-10, то здесь прошли небольшие изменения в сравнении с прошлым годом. Так, на третье место с шестого поднялась немецкая марка Mercedes-Benz. Её доля на рынке проданных б/у авто составила 5,7%. Также в сравнении с прошлым годом незначительно утратил свои позиции Opel. Так, количество таких авто составило на 1% меньше, чем в 2014 — 4,8%. И закрывают пятёрку лидеров автомобили марки Renault.…

Прочитать новость

© 2013 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть