Газовые заправки: как чиновники "качают" нелегалов

02.08.2016 р. в 08:01, censor

В Украине половина годового объема сжиженного газа, который составляет 1,1 млн тонн, продается на незаконных заправках.

За последние три месяца число незаконных автомобильных газо-заправочных пунктов (АГЗП) в Киеве превысило количество легальных многотопливных заправок и достигло 300.

В ответ столичные власти начали создавать карту нелегальных АГЗП и говорить о массовых демонтажах. Участники рынка уверены, что эта инициатива – лишь очередная попытка собрать с нелегалов "отступные".

По оценкам научно-технического центра "Психея", в Украине примерно половина годового объема реализуемого сжиженного газа, который составляет около 1,1 млн тонн, продается на незаконных заправках. Большая часть таких объектов располагается в столице и других городах-миллионниках.

"C появлением акциза на реализацию топлива теневой рынок, по сути, получил больше преференций. Сегодня маржа нелегальных модулей более чем на 20% превышает маржу легальных. Поэтому последние три-четыре месяца мы наблюдаем лавинообразное открытие незаконных точек – это касается Украины в целом, и Киева, в частности", – говорит глава дирекции розничных продаж нефтепродуктов WOG Михаил Романов.

По информации "Консалтинговой группы "А-95", только на розничном акцизе на сжиженный газ, который нелегалами не платится, столичный бюджет ежемесячно теряет около 50 млн грн.

Однако демонтировать или легализовывать незаконно установленные газовые моноблоги киевские чиновники не торопятся. Один такой модуль приносит около тысячи евро в месяц. Общий объем этого денежного потока в Киеве достигает 300 тыс. евро или больше 8 млн грн.

К истокам

Публичная борьба киевской власти с газовыми заправками началась в прошлом году – после взрыва на нефтебазе БРСМ под Васильковым.

Тогда киевский мэр Виталий Кличко самолично возглавил демонтаж первого газового модуля. Как выяснилось уже после ликвидации, именно эта заправка оказалась законной – у ее владельца были все разрешительные документы на работу.

Как сообщили БЦ в Департаменте городского благоустройства и сохранения природной среды, всего в 2015-2016 годах коммунальными службами демонтировано 116 самовольно установленных АГЗП в Киеве.

"После знаменитого рейда Кличко была образована специальная комиссия по борьбе с нелегалами. Попали в нее, надо сказать, люди очень далекие от нефтепродуктов, – вспоминает директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. – Комиссия поработала, получила, видимо, что хотела, и через две недели все закрытые накануне точки снова стояли на своих местах".

По словам эксперта, рынок нелегальных АГЗП начал формироваться еще в 2007-2008 годах, когда цены на бензин резко возросли. Тогда, чтобы законно установить один газовый блок, предпринимателю нужно было потратить 2,5-3 года и "договориться" с 13 городскими службами.

"Никто не хотел ждать. Поэтому брались временные разрешения – якобы на период оформления документов. Потом этими разрешениями начали торговать", – говорит Рябцев.

На данный момент основанием для установки газовой заправки является контрольная карточка Департамента городского благоустройства. Чтобы ее получить, необходимо собрать пакет из 9 документов: распоряжение районной администрации, договор аренды земли, заключения СЭС, Главного управления экологической безопасности и Главного управления МЧС, а также разрешение Государственной службы по вопросам труда, генплан или схему размещения, лицензию подрядчика и действующий договор об оплате паевого участия в создании инфраструктуры Киева, выдаваемый КГГА.

"Для того чтобы открыть заправку без всяких документов сегодня достаточно $30 тыс., – говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. – Но земля в Киеве настолько дорогая, что если бы за нее платили, отдельные газовые мононоблоки не были бы рентабельны. Они расцвели именно благодаря коррупции. Поэтому я категорически против их легализации".

Строго по карте

В июне Антикоррупционный совет при Киевском городском голове принял решение о создании рабочей группы, которая займемся незаконными газозаправочными пунктами. Как отметил в разговоре с БЦ член Антикоррупционного совета Андрей Мирошниченко, чиновники уже обсудили ряд нововведений.

"Будет разработано новое положение о порядке предоставления разрешения на установку заправки, а также новый порядок по демонтажу. В первом случае речь идет о выработке механизма, который бы позволил не только легализовать существующие заправки, но и обеспечить на них необходимый уровень безопасности", – говорит Мирошниченко.

Как пояснил БЦ начальник управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Роман Ткачук, в частности, по каждой заправке должна быть сделана аварийная карточка и заключен договор на аварийно-спасательное облуживание.

"Собственники нелегальных заправок сами не знают, в каком состоянии находится объект. Пример тому Садовая, 114. Недавно на тамошнем АГЗП произошел выброс газа. Трагедии удалось избежать только потому, что пожарники успели все это залить водой", – рассказывает Роман Ткачук. По его словам, за последние пару лет таких случаев насчитывается десятки.

Демонтаж объектов, которые останутся вне законного поля, планируется проводить согласно заранее обнародованному списку. По словам Мирошниченко, это позволит общественности отлеживать судьбу незаконных объектов: каждая попавшая в список заправка должна быть либо легализована, либо ликвидирована.

Согласно данным Департамента городского благоустройства и сохранения природной среды, в КП "Київблагоустрій" создана электронная база данных, в которой на конец июня значилось 247 нелегальных АГЗП.

-- Всех не купишь

"Никто не знает, сколько на самом деле газовых заправок в Киеве. Ведь в основном они располагаются в гаражных кооперативах и на СТО. Для того чтобы составить полную карту незаконных объектов, нужен большой организационный и временной ресурс, – говорит Геннадий Рябцев. – Все эти разговоры об электронной карте АГЗП и демонтажах чиновники ведут с одной целью – чтобы нелегалы пришли на поклон".

На сегодняшний день крупные операторы, владеющие сетями многотопливных заправок, открыто призывают чиновников к сотрудничеству.

"Нелегалы создают реальную угрозу для жизни людей и "убивают" рынок. Но решить эту проблему собственными силами легальные игроки не могут. Нужна поддержка государства", – говорит Михаил Романов.

И первое, что необходимо сделать – устранить коррупционную составляющую. Но для того, чтобы выписать прозрачные правила игры и их реализовать, необходимо создать рабочую группу, способную на это.

"На этом рынке – миллиарды. Но всех не купишь, – говорит Сергей Куюн. – Поэтому самое главное сейчас – это кадровый вопрос".

Выход игроки и эксперты рынка видят в создании межведомственной группы с участием силовых структур или хотя бы объединения депутатов Киевсовета, которое будет сформировано по фракционным квотам. Доверия к нынешней рабочей группе, созданной на базе Антикоррупционного совета при Киевском городском голове, у участников процесса нет.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин