Автобан по-украински. Заставят ли украинцев платить за проезд?

09.08.2016 р. в 12:56, glavred

Качество наших "автобанов" все больше вызывает желание подать в суд на дорожные службы.

В конце весны министр инфраструктуры Владимир Омелян предложил построить платные дороги. "Украина планирует предложить концессионные проекты и ввести платные шоссе, чтобы привлечь частных инвесторов", — заявил глава ведомства.

Самые перспективные в этом плане: окружная вокруг Киева и трасса Киев — Одесса. Чиновники из Одесской ОГА уже даже подсчитали: проезд по такому автобану должен стоить не менее 900 гривен. Правда, пока все это — проекты. Чтобы сделать дороги платными, их нужно хотя бы привести в надлежащий вид и согласовать юридическую базу.

Эх, дороги…

О взимании платы за проезд в Украине говорят, как минимум, лет десять. Наиболее распространенный вариант — передача дорог инвестору или их строительство на условиях концессии. Концессионер должен содержать и строить дороги за свой счет, взамен он может взимать деньги за проезд по вверенному ему пути с автомобилистов.

Правда, за все эти годы так не был на деле реализован ни один пример частно-государственного партнерства в этой области. Для посвященных в дорожно-строительную тему понятно почему — все эти годы строительство и ремонт дорог в Украине сопровождалось неимоверной коррупцией: на сооружение и починку выделялись деньги двум-трем приближенным к правительству компаниям. Качество дорог при этом постоянно ухудшалось — особенно ругали автомобилисты "Укравтодор" весной, когда после снега пути превращались послевоенные колдобины.

Сейчас около 90% дорог уже выработали свой ресурс — более 150 тыс. км нуждаются в ремонте и реконструкции. По качеству дорог Украина заняла в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 132 место из 140. Рядом с нами оказались такие страны, как Мьянма, Мавритания и Мозамбик.

По самым скромным оценкам, ремонт украинских дорог обойдется в триллион гривен. Таких денег в бюджете нет и ближайшие годы не предвидится. Например, в этом году автодору выделено 20 млрд гривен. Из них 17 млрд уйдет на погашение кредитов "Укравтодора". Оставшихся 3 млрд гривен хватит только на треть от необходимых работ по ямочному ремонту.

Еще около 4 млрд гривен Украине обещают выделить на строительство дорог международные финансовые организации, но этих денег еще нет.

Путь для инвестора

Так что частный капитал, действительно, к месту. Но как его привлечь? "В мировой практике окупаемость концессионных дорог составляет около 20 лет, а срок концессии составляет 49 лет. Сейчас наше государство не может гарантировать стабильность инвестору на такой период времени", — рассуждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

"Нынешний закон о концессиях предполагает, что платной дороге должна быть бесплатная альтернатива. Едва ли на таких условиях инвесторы захотят вкладывать свои деньги в дороги. Украинцы не будут пользоваться платными дорогами, а будут ездить по бесплатным", — считает юрист Лев Пащенко.

Есть и другие нюансы — к главным трассам примыкают много региональных дорог — для жителей небольших населенных пунктов это единственное связующее сообщение. Региональных, второстепенных путей, связанных между собой, практически нет. А это значит, что украинцам из сел и поселков придется также платить за доступ к магистралям.

"Кто будет контролировать все эти подъезды к основным магистралям? Концессионер? Тогда его затраты еще возрастут — нужно будет потратиться на пункты пропуска, системы видеонаблюдения, персонал. Государство? А где оно возьмет на это деньги?", — удивляется Пащенко.

Европейский подход

Идея платных дорог кажется нежизнеспособной. Но ведь она успешно работает многие годы в других странах. Например, в Австрии проехать по автобану стоит 9 евро за 10 дней, жители Швейцарии могут купить специальный проездной на год — стоит он порядка 80 евро. Почему такая практика прижилась там и так нереалистично выглядит ее внедрение здесь?

Во-первых, там были установление ограничения, правила и построена внутренняя инфраструктура. Например, есть альтернатива платным дорогам — сеть взаимосвязанных региональных дорог, т.е. жители сел могут ездить в обход платной дороги. Правда, это менее удобно и значительно дольше. Проезд на габаритном транспорте по таким дорогам запрещен — т.е. альтернативы перевозчикам грузов нет — ехать они должны по платному автобану.

Также распространена практика платных дорог от аэропортов к городам. Например, кусок дороги от аэропорта Мальпенса до Милана — платный для частных перевозчиков, поэтому и проезд на такси очень дорогой — 150 евро. А вот билет на автобус стоит в пределах 15 евро.

"В странах ЕС есть платные дороги, построенные частными инвесторами, потому что там есть стабильность и не нарушаются законы, все права инвестора защищены", — говорит Охрименко. Кроме этого, уровень жизни в этих странах выше, чем в Украине и автомобилисты могут себе позволить оплатить поездку по качественной дороге.

В Украине пока слишком бедное население, а нынешнее качество дорог не вызывает не только желания доплачивать за проезд, а все чаще подталкивает к мысли подавать в суд на службы, отвечающие за их состояние.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин