Чем грозит российское дизельное эмбарго армии и водителям Украины

20.09.2016 г. в 08:06, ubr

Чем грозит российское дизельное эмбарго армии и водителям Украины

Экспортеры нефтепродуктов будут контролировать украинский рынок по-новому: через компании в лояльной РФ части Европы

В начале сентября на украинском рынке нефтепродуктов состоялась одна из крупнейших разовых оптовых сделок — Минобороны обязалось выкупить за 399,8 млн. грн. более 24 тыс. т "технического" дизтоплива, которое ранее держалось в украино-белорусском продуктопроводе Мозырь-Ужгород для поддержания рабочего давления.

Выкачиваемое из трубопровода топливо имеет старый стандарт Евро-3, который может нанести вред современным двигателям и запрещен к обороту на внутреннем рынке. Но несмотря на эти технические нюансы, закупка старого топлива позволила отечественному военному ведомству сэкономить 170 млн. грн. на условиях без предоплаты.

За счет этой сделки с Минобороны компания-владелец трубопровода, "Прикарпатзападтранс (ПЗТ)", получила возможность сформировать в трубах новый технический буфер из дизтоплива стандартов выше Евро-3, чтобы вернутся на позиции лидера на украинском дизельном импортном рынке.

Армейская поддержка

В минувшем году ПЗТ на этом рынке отсутствовала из-за судебных имущественных споров, которые длились с входящим в систему Минтопэнерго госпредприятием "Укртранснефтепродукт, УТНП". Из-за спора между УТНП и "Транснефтью" за активы ПЗТ, трубопровод не работал, а на общем рынке импортного дизеля в Украине доминировали не трубопроводные, а железнодорожные и танкерные поставщики. Последние работают с черноморских портовых терминалов в портах Южном, Рени, Одессе, Ильичевске, Николаеве и Херсоне.

Военное ведомство, по сути, оплатило выкачку из труб топлива старой марки, и ПЗТ теперь может надеяться на то что трубопроводный импорт дизеля начнет вытеснять танкерный. Эти надежды окрепли и после того, как 9 сентября российская трубопроводная компания "Транснефть" уже второй раз за последний год получила от Центральной энергетической таможни РФ правительственное предписание остановить транспортировку дизтоплива в направлении Украины.

Эмбарго предписывает аннулировать все заключенные ранее договора на трубопроводную транспортировку нефтепродуктов в Украину. Также, в связи с объявлением запрета, аннулированы все разрешительные заключения, которые были выданы ранее Федеральной службой по техническому и экспортному контролю ФСТЭК. Этому ведомству поручено мониторить, не поступают ли нефтепродукты российского производства для нужд украинской армии.

Если выкачанный ныне для украинской армии из трубы ПЗГТ дизель имеет белорусское происхождение, и был произведен, например, на Мозырском НПЗ из российской нефти — тогда введенное РФ эмбарго той поставки не касается. Ведь в этом случае закачка технического дизтоплива в трубопровод регламентировалось правовым полем Белоруссии, а не РФ. Именно из Беларуси, собственно говоря, и идет в Украину и Венгрию трубопровод Мозырь-Ужгород. Если российские власти докажут, что техническое топливо было поставлено российскими, а не белорусскими НПЗ, что должны подтвердить заводские сертификаты, тогда, все будет наоборот. Эмбарго сможет распространится на нынешнюю "военную" поставку.

Правда есть нюанс: закупка Минобороны Украины была начата еще в июле, и проведена в первых числах сентября, тогда как запрет появился только ко второй декаде этого месяца. Так что по датам, украино-белорусский трубопровод вряд лир подпадет под какие-то санкции российских таможенников или ФСТЭК.

Курченко или Медведчук?

Впрочем, украинская общественность панически отреагировала на введение российского дизельного эмбарго.

Считается, что, во-первых, это может через две-три недели спровоцировать рост цен на внутреннем рынке. Эксперты не исключают, что дизель на отечественных АЗС подорожает, как минимум, на 1 грн./л. Во-вторых, блокада, якобы, стала следствием поставок дизтоплива для армии. Ну и в-третьих, виноваты приближенные к нынешней власти компании, которые работают на трубопроводе.

Относительно предполагаемых провластных компаний, украинская пресса выдвинула две взаимоисключающие гипотезы.

Согласно первой, контроль над трубопроводом и компанией ПЗТ при содействии отдельных представителей украинской власти вернулся к компаниям Сергея Курченко. Структуры этого трейдера доминировали в отгрузках трубопровода в 2012-2014 годы, когда он совместно с компанией "Лукойл" контролировал Одесский НПЗ.

Тогда российский нефтяной гигант давал на него нефть и управлял заводом по схеме процессинга, а владел предприятием "Всеукраинский Хозяйственный Союз (ВХС)". Ныне на его имущество претендует УТНП, но эти активы оказались в залоге российского ВТБ Банка. Он не числится в списке компаний, на которые распространяются украинские санкции, в чем, якобы, и заключен главный подвох. Потому что раз украинских санкций против ВТБ Банка нет, и активы Одесского НПЗ возращены Украине лишь частично, это значит, Курченко смог восстановить свое влияние в Киеве, и его компании снова оперируют трубопроводом Мозырь-Ужгород. Это не понравилось российской власти, и, следовательно, — вот она истинная и глубинная причина дизельного эмбарго против Украины.

Вторая гипотеза более сложная. Она предполагает, что контроль над трубопроводом установили менеджеры и нефтетрейдеры из орбиты влияния Виктора Медведчука, который, на первый взгляд, очень давно не интересуется рынком нефтепродуктов.

Задолго до появления "Лукойла" и Курченко на Одесском НПЗ, входившие в орбиту "Украинского Кредитного банка" компании "Славутич Нафта" и Newport Management пытались загружать сырьем Одесский завод. После этого периода двадцатилетней давности, партнеры Медведчука ныне якобы смогли усилить свои позиции на нефтяном рынке, и добились контроля над трубопроводом Мозырь-Ужгород. По этой версии, нынешнее российское эмбарго — это попытка "причесать" украинский рынок импорта под определенную группу компаний, менеджеры которых имели бизнес или связи с Медведчуком.

Но все эти версии на сегодняшний день ничем не подкреплены. Пока можно уверенно говорить только об одном — выкачка технического дизеля позволяет раскупорить трубопроводный импорт в Украину. Поэтому на отечественном рынке в ближайшее время можно ждать увеличения доли трубопроводного импорта с "северного" белорусского направления, и уменьшения доли танкерных поставок с "южного" черноморского направления.

Чем закончится украинский дизельгейт

Главный вопрос — какие белорусские или российские компании смогут захватить лидерство в трубопроводном импорте. Пока что, главным фаворитом считается российская "Лукойл", которая до 2014 года являлась координатором поставок нефтепродуктов по трубопроводу Мозырь-Ужгород, и оператором западного и юго-западного направления экспорта сырой нефти из РФ по нефтепроводу "Дружба". Периодически, "Лукойл" ранее использовала продуктопровод для того, чтобы снабжать дизтопливом самого крупного украинского потребителя, "Укрзализныцю", и подавать сырье на "Карпатнефтехим" — компании "Лукорйлнефтехим".

Что касается поставок нефти через Украину, то они как шли, так и продолжают идти транзитом с эстакады нефтепровода "Дружба" в Бродах на цистерны "Укрзализныци", и следовать для активно работающего в Румынии НПЗ Lukoil Petrotel.

Таким образом, пока что существует только один наиболее вероятный прогноз дальнейшего развития дизельного эмбарго. И без дизельного бойкота, южное танкерное направление импорта нефтепродуктов начало сокращаться с начала этого года из-за снижения активности основного конкурента "Лукойла", китайско-казахстанской KazMunaiGaz International KMGI и ее торговой сети The Rompetrol Group NV. Весной против ее филиалов было начато обширное расследование в Румынии, затем летом к нему присоединилась инспекция Комиссии ЕС, потом в августе, украинская ГФС заподозрила компанию "Ромпетрол Украина" в налоговых нарушениях. Все это негативно сказывается на активности этого некогда очень большого импортера дизтоплива в Украину.

Если к этим перебоям добавить возобновление работы продуктопровода Мозырь-Ужгород, то можно прогнозировать, что танкерный импорт в Украину будет стагнировать, в отличии от растущего трубопроводного сегмента. Но коснется ли эта стагнация украинских нефтетерминалов и заводов "Лукойла" и других российских инвесторов, которые владеют активами на территории ЕС?

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости коммуникаций между Брюсселем и Киевом. "Сургутнефтегаз", например, прочно интегрирован с НПЗ Венгрии, "Газпромнефть" монополизирует рынок Сербии, "Роснефть" владеет долями НПЗ Германии, а у "Лукойла" работают заводы в Италии, Болгарии и Румынии.

Румынский НПЗ этой компании вообще традиционно работает на соседнюю Молдову и южные области Украины. Никакие санкции или эмбарго РФ не смогут помешать этим крупным игрокам нефтяного рынка или их партнерским европейским компаниям разгружать мощности своих НПЗ в Европе за счет прямой поставки в Украину нефтепродуктов танкерами. Или, наполнять украинский рынок за счет более выгодных поставок по схеме замещения или по уступке долга.

Что касается "пацифистских" условий российского эмбарго и мониторинга ФСЭК, то это условие тоже играет на руку большим игрокам вроде "Лукойла", "Роснефти" и других. Они смогут увеличить ввоз в Украину дизтоплива белорусского происхождения, отфильтровав ненужных Москве украинских трейдеров от импорта. А вдруг кто-то из конкурентов перепродает что-то украинской армии, ее подрядчикам или просто будет уличен в продаже канистр украинским военнослужащим?

Если ответы на этот вопрос станут инструментом конкуренции между российскими импортерами, перспектива усугубления эмбарго выглядит вполне конкретной. Мелким и средним украинским трейдерам придется вообще уйти с трубопроводного импорта, и ограничится перепродажей нефтепродуктов, которые производятся в Белоруссии местными или оффшорными компаниями. По большому счету, Украине и Белоруссии это ничем не грозит. Но Европу с ее достаточно крупными российскими нефтяными активами такой новый расклад может заставить рано или поздно прибегнуть к антимонопольным инструментам.

http://ubr.ua/market/industrial/chem-grozit-rossiiskoe-dizelnoe-embargo-armii-i-voditeliam-ukrainy-433462

загрузка...
Еще одна новость

В Закарпатье будут жестко присекать попытки блокировать границу автомобилями иностранной регистрации

20.09.2016 г. в 08:06, autoconsulting

Глава закарпатской ОГА Геннадий Москаль призвал правоохранителей восстановить проезд на погранпереходе со Словакией и впредь жестко реагировать на попытки блокирования границы так называемыми пикетами и акциями протеста владельцев автомобилей иностранной регистрации. "Дано поручение действовать жестко, но в рамках законодательства, а за блокирование транспортных коммуникаций предусмотрена криминальная ответственность" - напомнил Геннадий Москаль. Он также сообщил, что порядок ввоза автомобилей регламентируется Таможенным Кодексом, вносить изменения в который может только Верховная Рада. Каждый "пересичник" знал, что покупая автомобиль иностранной регистрации, он будет вынужден каждые 5 дней пересекать границу. Со стороны ОГА был сделан максимум для либерализации этого процесса, таможенникам было предписано лояльно относится к разным справкам про поломку авто (дает право превысить срок пребывания авто на террито…

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Ціни на автогаз наближаються до нової рекордної позначки

20.09.2016 г. в 08:06, mmr

За минулі вихідні газ для авто на деяких АЗС подорожчав майже до 13 з половиною гривень. Станом на 19 вересня, середня ціна на автогаз зросла до 13,10 грн/л. Як і припускали експерти паливного ринку, в Україні продовжує дорожчати скраплений газ. Якщо минулого тижня можна було відшукати автогаз за ціною 12.15-12.20 гривень, то сьогодні важко знайти заправку, де ціна на газ для авто нижче 12,50 грн. Що стосується максимальної вартості автогазу в роздрібних мережах, в минулу п’ятницю вона становила 13,15-13,20 гривень за літр. Зараз же на окремих АЗС ціна автогазу досягла 13,38 гривень за літр. Таким чином, за вихідні середня вартість газу для авто виросла до 13,10 грн (+10 копійок в порівнянні з 16 вересня).

Прочитать новость
загрузка...
И кое-что еще!

Резонансне ДТП на Львівщині (Відео)

20.09.2016 г. в 08:06, ДжеДАІ

В селі Поздимир, неподалік Червонограда, дорогу не поділили два легковики. В результаті, один з автомобілів просто розірвало на шматки. Його частини розлетілися по дорозі.

Прочитать новость

© 2013 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть