Как автомобилисты отнеслись к закону о «полном подчинении полицейским»

01.11.2016 р. в 17:50, avtoblog

Сначала подчинись, потом обжалуй – сработает ли это в Украине?

Чтобы расставить точки над «і» в вопросе «презумпцию правоты полиции», журналисты обратились за экспертным комментарием к юристу.

После трагических событий в Днепре, когда преступник, находящийся в розыске, расстрелял двоих полицейских, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что полномочия полиции необходимо расширять. И сделать это следует установлением принципа «сначала подчинись, потом обжалуй».

Министр ссылается на опыт США и европейских стран, где этот принцип работает давно. Простыми словами, если разработать подходящую законодательную базу, общение водителя и полицейского будет происходить следующим образом: водитель не имеет права выходить из автомобиля, он не должен совершать провоцирующих действий, он должен во всем подчиняться полицейскому. Если же водитель будет считать, что его права были нарушены или ущемлены – он будет в праве обратиться, например, в суд, но уже после общения с полицией.

Действует ли подобный принцип за рубежом?

Действует, но не в ЕС, а в США. В Штатах действительно водитель после остановки его полицейским не имеет права покидать автомобиль без распоряжения на то копа и должен держать руки на руле. А если он это правило нарушит – полиция имеет полное право применить силу и даже оружие. Зачем такая строгость? Дело в том, что в США граждане имеют право свободного ношения оружия, и довольно часто по полицейских стреляют. За год от противоправного применения оружия водителями гибнет немало американских правоохранителей. Поэтому у них такой жесткий принцип – населению разрешено иметь оружие, но при этом оно обязано придерживаться строгих правил. В этом проявляется баланс прав граждан и полномочий представителей государства.

Возможно ли установить подобные правила в Украине, и есть ли в этом необходимость? А еще – как все «сыграть» с Конституцией и действующим законодательством? Об этом журналисты спросили у Александра Банчука, юриста, автора альтернативного законопроекта «О Национальной полиции», члена правления Центра политико-правовых реформ.

«Применить подобные правила в Украине будет сложно, практически нереально. Первое – сила привычки. Изменить принцип общения полиции и водителей в один день, это примерно то же, что в один день изменить привычное правостороннее движение по дорогам на левостороннее. Большинство водителей после остановки полицией будет по привычке выходить из автомобиля и направляться к автомобилю полиции. При этом, если создать соответствующий закон, такой водитель автоматически станет нарушителем, но заслуженно ли? Второй момент – логический. В Украине запрещено свободное ношение оружия, соответственно нет такого уровня риска для полицейских, как, скажем, в США. Зачем граждан обязывать выполнять одну сторону «чужого» правила, если отсутствует проблема, как таковая? Третья часть вопроса – юридическая. Есть презумпция невиновности, и это закреплено в Конституции. Пока приговор суда не установил, что лицо виновно, все должны относиться к нему, как к невиновному. Это гарантия, которая установилась еще во времена Французской революции, это один из принципов демократии. Согласно Конституции, основной ценностью являются интересы гражданина, а не интересы полиции. Если все же ввести на уровне закона «презумпцию правоты полиции» - граждане будут подавать жалобы в Европейский суд, и очевидно, что Украина будет проигрывать эти дела. Идея «презумпции правоты» нарушает принцип презумпции вины органа власти, то есть положение, при котором органы власти, в случае жалоб со стороны граждан, должны доказывать свою невиновность. В целом - главная проблема украинских полицейских – недостаточный уровень подготовки и отсутствие автоматизма в действиях, в то время как даже действующие законы дают им и без того слишком много полномочий».

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин