Экодрайвинг для «чайников»: топливоэкономный стиль вождения

07.11.2016 р. в 13:34, segodnya

Рост цен на нефтепродукты в Украине продолжа­­ется. По прогнозам экспер­­тов топливного рынка, до конца года бензин и дизель в рознице могут подорожать примерно на гривню от текущей цены.

При этом уже сейчас прайсы на АЗС заставляют многих водителей думать об экономии: доехать на работу в авто за 40—50 грн или в тесной маршрутке, но в пять раз дешевле, пишет Сегодня.

Кто-то решает проблему кардинально и переводит своего железного коня с бензиновой кормежки на газовую диету. Вот только сжиженный газ зачастую дорожает вслед за бензином: на многих заправках цена СПБТ уже перешагнула отметку в 10 грн за литр. При этом мало кто знает, что можно урезать статью расходов на топливо, не ущемляя себя в комфорте передвижения и не тратясь на установку ГБО. Для этого достаточно сменить манеру повседневной езды на аккуратный и плавный стиль эковождения.

ЭКОВОЖДЕНИЕ: ОТКУДА РАСТУТ КОЛЕСА

Экодрайвинг пришел в Украину из Евросоюза, где упор делается на экологичный стиль езды. "В Европе это не просто популярная практика, а жесткое требование, — поясняет автор Национального рекорда топливной экономичности Андрей Сидоренко. — Самая большая доля налога в стоимости топлива приходится на экологический сбор, растут требования к экологичности двигателей. Во всех современных легковых авто уже есть режим работы трансмиссии "эко". Подавляющее большинство ошибочно полагает, что это экономия топлива. На самом деле речь идет о минимальном выбросе вредных веществ на километр пути. Двигатель "загоняется" в те режимы работы, где он дает меньше всего выбросов, но это не значит, что это самый экономичный режим двигателя".

При этом европейцам не чужда меркантильность. "Со времен первого нефтяного кризиса начала 70-х лучшие умы европейского автопрома стали разрабатывать методики экономного вождения для водителей грузовиков, — говорит Сидоренко. — Сегодня такие программы есть у всех ведущих производителей коммерческого транспорта и помогают экономить порядка 10—15% топлива".

Именно дальнобойщики и "привезли" эту практику в Украину. "Первый заказ на эковождение мы получили еще в 2006 году, — вспоминает гендиректор Автоакадемии водительского мастерства, двухкратный чемпион Эко-ралли в Украине Константин Скипор. — Заказчиком выступила западноевропейская компания, которая занимается логистикой грузов в Европе. Часть перевозчиков имела аккредитацию в Украине, потому нашей задачей было научить водителей большегрузных автомобилей ездить на 10% экономнее". С тех пор экодрайвинг среди украинцев набирает популярность. Пока преимущество у корпоративных клиентов (по словам Скипора, 70% тренингов проводится для сотрудников фирм и оплачивается руководством), но интерес проявляют и частные лица. Правда, больше для экономии, а не экологии. "Средний возраст легковушек в Украине — около 24 лет, — отмечает Сидоренко. — По этому показателю мы занимаем второе место в мире после Кубы! Имеет ли смысл говорить об экологии, если значительная часть нашего автопарка еще из "доэкологического" периода? А вот экономия — это стимул другого рода. Экономить топливо с помощью эковождения можно на любой машине, хотя процент экономии будет разным: в среднем от 20 до 35% от первоначального расхода водителя или на 10—15% меньше расхода, заявленного производителем авто".

4 КИТА ЭКОСТИЛЯ НА ДОРОГЕ

Экономия, по словам экспертов, возникает в тот момент, когда водитель начинает на практике применять методику эковождения и подстраивать под нее свой стиль езды. В зависимости от того, как человек управлял машиной раньше, он может снизить расход топлива от 1—1,5 до 4 л на 100 км пути. "Например, в Subaru Outback при заявленном расходе топлива по загородной трассе 6,8 л на 100 км я с помощью эковождения тратил 5,2 л, экономя 15%. При этом есть водители, у которых расход на этой машине составляет 8—10 л. Для них при моем показателе экономия будет уже 35%", — поясняет Скипор. Средний показатель эффективности экодрайвинга — это минус 2 л топлива и плюс 45 грн в вашем кошельке на каждую сотню километров. При годовом пробеге в 15 тыс. км это порядка 6,5 тыс. грн экономии. И это не считая экономии на запасных частях и комплектующих, на ресурсе двигателя, подвески и шин.

Чтобы достичь таких результатов, придется потрудиться. "Экодрайвинг подразумевает собой целую методику, комплекс знаний и навыков, которые формируют новую манеру езды, — говорит руководитель сети автошкол "ВОАУК" и тренингового центра "ДИМ (Дорога и мы)" Владимир Хомын. — Ключевые понятия экостиля в передвижении: рациональное планирование пути, неагрессивное поведение в транспортном потоке, умение считывать ситуацию на дороге и знание технических особенностей автомобиля. В результате мы получаем экономию на самом топливе, снижаем износ тормозных колодок и комплектующих двигателя, реже загоняем машину на СТО и попадаем в аварийные ситуации на дороге. С учетом того, что минимальный штраф составляет 250 грн, а минимальный ремонт бампера стоит от 10 тыс. грн, скрытая экономия от эковождения получается выше, чем чистый расход бензина". При этом Хомын акцентирует: технавыки экоуправления авто наработать можно, но главные перемены начинаются в голове. Чтобы изменить стиль вождения, начинающему экодрайверу нужно в первую очередь поменять отношение к скорости. Известно, что скорость повышает расход топлива: чем быстрее вы едете, тем сильнее сопротивление машины потоку воздуха. Но речь сейчас идет вовсе не про 150 км/ч. "Стандартная скорость для езды в загородном цикле составляет 90 км/ч, и многие думают, что при этом показателе потребление топлива машиной будет оптимальным. На самом деле наиболее экономная скорость для подавляющего большинства автомобилей — 54—57 км/ч. Всего-навсего сбавив скорость до 60 км/ч, можно сберечь до 1,5 л на 100 км пути! Но потеряв при этом во времени", — констатирует Скипор. Помимо того, высокая скорость часто приводит к ситуациям, когда надо резко бить по тормозам. А резкое торможение и ускорение — табу для эководителей.

ЧЕМУ НЕ УЧАТ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ

Разумное отношение к скорости должно быть базовым навыком из автошколы, уверен Хомын. Именно там водителю надо узнать, что лучше где-то уступить, потерять позиционирование на дороге и 5 минут времени, но избежать аварийной ситуации. "К сожалению, сейчас это объясняют редко, — отмечает эксперт. — Также в автошколах не дают контраварийное вождение, хотя по законодательству должны вводить эти навыки. Не учат экстремальному торможению, потому что экономят резину и тормозные колодки. В результате человек, заканчивая автошколу, не может в критической ситуации затормозить в пол, а притормаживает, увеличивая тормозной путь в несколько раз. У людей нет навыка вычисления безопасной дистанции: правило трех секунд работает не всегда, особенно в городском трафике. А ведь именно длинная дистанция позволяет свести до минимума количество лишних маневров на дороге".

Не тренируют в автошколах и способности смотреть вдаль, от которой зависит правильность действий водителя на дороге. "Дальность взгляда заложена природой и зависит от скорости передвижения живого существа, — поясняет Скипор. — Например, у большой морской черепахи дальность взгляда ограничена цифрой в 3—5 м. На самом деле она может видеть и то, что происходит на расстоянии 100 м, но ее это волнует мало, потому что туда она может приползти только к закату. Дальность взгляда человека — 8—12 м, и это вполне нормально при скорости передвижения 5—10 км/ч. Но человек обманул природу, сел в машину и теперь передвигается со скоростью 100 км/ч. Что-то изменилось в его взгляде? Максимум, который может позволить себе водитель, — это 50 метров. На скорости 90 км/ч это всего лишь 2 секунды! Часто их бывает недостаточно, потому что среднее время реакции человека — 1 секунда, а время тормозного пути может составлять от 1 до 8 секунд. Поэтому надо тренировать взгляд, чтобы видеть ситуацию впереди не на 2 секунды, а на 10 секунд".

Все эти навыки вместе с техинструментами экономии должны подкрепляться культурой вождения и толерантностью к участникам движения. "Если ты едешь на зеленый свет по главной и знаешь все правила, это еще не повод быть агрессивным водителем, — подчеркивает Хомын. — Нужно прогнозировать не только свои действия, но и действия других". "Эковождение и безопасное вождение по сути своей близнецы, — утверждает Скипор. — Дорога для общего пользования, и на ней можно встретить кого угодно. Рецидивиста, у которого пистолет под сиденьем и психическое расстройство в анамнезе. Пьяного нарушителя, за которым гонится полиция. Самоубийцу, который мечтает свести счеты с жизнью, но у него никак не получается. Водителя-новичка, который скован страхом первой самостоятельной поездки. Все это может происходить в непосредственной близости от вас, даже если вы едете по главной дороге и у вас преимущество. Вам неподвластно изменить окружающую обстановку, но в ваших силах изменить свое отношение к этому и свой стиль вождения".

ЭКОКУРСЫ ТОЛЬКО НА ДОБРОВОЛЬНЫХ НАЧАЛАХ

Обучаться эковождению европейским водителям не только можно, но и нужно: с 2014 года правила экодрайвинга и их практическое применение входят в экзамен на получение прав во многих странах Евросоюза. А вот в Украине это дело пока сугубо добровольное, причем на сегодня, к сожалению, методику преподают лишь в нескольких автошколах по всей стране. Зато есть целых три варианта обучения. "Индивидуальный, когда инструктор работает с водителем тет-а-тет и преподает ему навыки, исходя из его личной манеры вождения. Обучение длится всего один день, занимает 3—4 часа и стоит 3900 грн", — рассказывает Константин Скипор. Групповые курсы, как правило, дольше — в среднем они состоят из 8 часов практики и 2-часового теоретического занятия. Стоимость таких курсов составляет от 400 грн в час. "Подобный тренинг будет запущен в Киеве в конце года, причем организаторы обещают не брать с учеников денег, если те не научатся десятипроцентной экономии", — делится подробностями Сидорекно. Также можно получить базовые навыки эковождения в комплексном курсе молодого водителя или в курсе продвинутого водителя в некоторых автошколах. Хомын говорит, что доплачивать за это не нужно: стоимость эко-тренинга входит в цену всего обучения (средняя цена курса, который состоит из 40 часов вождения, составляет 4500 грн).

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин