Ездить станет дороже. Бензин и дизтопливо вновь подорожали

01.02.2017 р. в 20:29, hyser

Бензин и дизтопливо вновь подорожали в последних числах января 2017 года. В чем дело и чего ждать от цен на АЗС дальше?

На АЗС меняются ценники – купить по выгодной цене бензин и дизтопливо становится все сложнее. Сети заправок ревниво смотрят на соседа и подтягивают свои цены к соседским. Тот же 95-й нынче стоит в среднем 24,2 грн/литр, за литр дизельного топлива ДТ просят в среднем 21,8 гривен. По сравнению с ценниками месячной давности больше почти на гривну. Откуда взялся этот рост? Почему снова дорожает горючее?

Хорошая новость состоит в том, что пока не дорожает сжиженный газ для заправки автомобилей. Плохая новость для автовладельцев состоит в том, что дальнейшее подорожание неизбежно – и бензина, и дизтоплива, и автогаза.

Причин тому столько, сколько составляющих у розничной цены автомобильного горючего: валютная цена сырья (или импортного готового горючего), налоги, а также издержки самих продавцов и производителей.

Начнем с цены сырья либо с цены готового импортируемого горючего. Импортное горючее – это основной товар, который продается на украинских заправках, на собственных НПЗ вырабатывается относительно небольшая часть того, что заправляется в отечественные авто. Здесь все просто: есть валютная цена того же бензина А-95 или дизтоплива ДТ на европейском рынке. Та валютная цена с определенным запаздыванием тянется за нефтяными котировками.

Нефть за год подорожала на мировом рынке почти на 34% — до 55 долларов за баррель сорта Brent. Причем, 25% из 34% было набрано именно в конце ноября-начале декабря 2016 года. Сейчас мы видим последствия этого прыжка мировых цен на нефть.

Но это, конечно, не все. Акцизный сбор с нефтепродуктов в Украине установлен в евро. Соответственно, падение гривны в конце декабря-начале января привело к росту сумм акцизного сбора в гривне на чуть более 7%. Учитывая, что в розничной цене горючего на налоги приходится примерно треть, мы этот рост сумм акциза в гривне ощутили вполне отчетливо.

Нефтетрейдеров нередко обвиняют в ценовом сговоре, в том, что они согласованно гонят цены вверх при любом подходящем поводе, но не откатывают цены при снижении котировок нефти, к примеру. По идее, Антимонопольный Комитет Украины (АМКУ) должен следить за этим и предотвращать такие ценовые сговоры. Но пока что каких-то внятных результатов нет. Например, 25 января в АМКУ прошло заседание рабочей группы по введению системного мониторинга рынка нефти и нефтепродуктов с участием Минэнергоугля. Группу сформировали в середине декабря 2016 года. И… ничего. Они через месяц после формирования группы она собралась лишь ради того, чтобы обсудить перечень показателей, источников и периодичность замеров — для создания той самой системы мониторинга рынков нефти и нефтепродуктов. Такими темпами АМКУ никогда не преодолеет монополизм на таком жирном рынке, как нефтепродуктовый. Хотя Антимонопольный множество раз обвинял нефтетрейдеров в монопольном сговоре и даже пытался налагать на них немалые штрафы.

Что впереди? Начнем с самого простого – с налогов. На ближайший год прогнозируется только рост акцизного сбора с газа для заправки авто – что приведет к росту цены на него минимум на гривну с литра. На бензин сбор повышать пока не планируется. На дизтопливо акциз уже повышен с 1 января и дальнейшего его роста пока не планировали. Но аппетиты правительства обычно растет совершенно непредсказуемо – так что будем следить за соответствующими законодательными инициативами.

Касательно сырьевой составляющей, цены на нефть, то прогнозы относительно нее строить очень непросто, но попробуем. С одной стороны, налицо результат сговора стран-экспортеров нефти – стран-членов ОПЕК и ряда стран, не входящих в эту организацию(Россия, например). Именно после этого картельного соглашения экспортеров о добровольном ограничении экспорта и добычи нефть и подросла до 55 долларов за баррель сорта Brent.

Но наряду с этим фактором, толкающим цены на бензин и дизтопливо вверх, есть два других мощных фактора, которые действуют в противоположном направлении. Первый из них – «особая позиция» Ирана и Ливии. Это очень крупные игроки на мировом рынке нефти были из него выключены на довольно длительный срок и только сейчас вернулись на него. Ливия была выбита ввиду беспорядков. Иран – так как он находился под действием антиядерных санкций.

Теперь же Ливия восстановила добычу и экспорт, в стране стабилизирована ситуация. А с Ирана сняли санкции, и он лихорадочно наращивают добычу и экспорт, чтобы вернуть утраченные позиции. И то, и другое сопровождается ростом предложения со стороны этих стран. Что дико раздражает участников картельного соглашения – они же добровольно ограничили свои возможности получить кусок экспортного пирога. Если бы не позиции Ирана и Ливии, то рост цен на нефть был бы куда более сильным, чем до 55 долларов за баррель.

Второй фактор, двигающий рынок топлива в сторону более низких цен, имеет фамилию Трамп. Новый президент США объявил о курсе на активное развитие добычи так называемых «сланцевых» нефти и газа. А также о снятии ограничений на экспорт нефти. Что также приведет к росту предложения на мировом нефтерынке, но сработает этот фактор немного позднее.

В целом, весьма вероятно сохранение нынешних ценовых уровней на мировом рынке нефти. Тем более, что крупнейший нетто-импортер нефти, Китай, постепенно ограничивает ее потребление, вводит меры по экономии энергоресурсов, стимулированию применения электротранспорта и расширению выработки электроэнергии возобновляемыми ее источниками.

Итого

Цены на бензин и дизтопливо будут гнать вверх разве что девальвация гривны и игры крупных торговцев. Скорость снижения гривны, как известно, зависит от НБУ и аппетитов правительства. А аппетиты торговцев – от активности АМКУ. Прогнозы девальвации на текущий год колеблются около 10% за год. Активность АМКУ? Пока он ее не проявлял в нужной мере. Так что рост цен на АЗС неизбежен – споры только о его скорости.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин