В Украине бензин должен стоить значительно дешевле: три причины

26.06.2017 р. в 15:24, hyser

Практически каждый автолюбитель скажет вам, что в Украине бензин неоправданно дорог. Большая часть топлива в страну попадает из-за рубежа, за валюту. И когда гривна в начале года подскочила до 28 за доллар – цены на заправках моментально выросли. Прошло полгода – доллар опустился ниже 26, и цены в мире на нефть упали, а цифры на стелах АЗС не изменились.

8 гривен, 15, 20, 27. Из года в год украинские автомобилисты после очередной заправки железного коня ожидают, что следующая обойдется дороже. Ну, или столько же, если повезет. Искать более доступное топливо – только зря бензин жечь. Нас так долго убеждали, что доллар вздорожал или нефть подпрыгнула. Однако теперь говорят, что на валютном и нефтяном рынках все спокойно.

«Не глупые же коммерсанты, и водители. Они видят, что нефть упала, они видят, что курс гривны укрепился. Он существенно укрепился, особенно в первые дни лета – мы все видим обменники, курсы межбанка«, – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Но так ли уж хорошо, когда заправки синхронно повышают цены? Или когда топливо, куда ни ткни – стоит почти до копейки одинаково? Совпадение? – недоумевает потребитель. Или, может, сговор? Давайте разбираться.

Только треть продаваемого в Украине топлива – отечественное. Остальное завозится из-за рубежа. За валюту. А значит, цена бензина зависит не только от того, сколько стоит нефть на мировом рынке, но и от колебаний курса гривны к доллару.

Сырье дешевело в марте, апреле и мае. С начала апреля нацвалюта укреплялась. Этот процесс продолжался и в мае.

Казалось бы, имеем как минимум два фактора, из-за которых цена бензина на автозаправках, должна была уверенно снижаться. Но не тут-то было.В первой декаде апреля цена не только не снизилась – наоборот, платить за популярное топливо пришлось больше. Нелепость какая-то.И правда. Только валюта резко подорожает, автозаправки, недолго думая, поднимают цены на топливо и удерживают их, стоит даже гривне укрепиться или нефти подешеветь. Почему? И можно ли считать такую игру – рыночной?

Как считает руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, реагировать на факторы, влияющие на стоимость бензина, украинским продавцам – просто нет смысла. Мол, и так купят.

Но в Антимонопольном комитете Украины спокойны: претензий никто не высказывал. Пока. А только ли в Украине так неохотно реагируют на стабилизацию валюты и удешевление сырья? Журналисты исследовали польский рынок.

Он, как и отечественный, представлен большим количеством автозаправок разных компаний. Единственное отличие: Польша бензин не импортирует, а продаёт в соседние страны. Правда, производится топливо из российской нефти.

«Около 10 процентов общего экспорта российской нефти потребляет Польша», – говорит Павел Поправа, советник Института энергетических исследований.

Рынок, можно сказать, является российским. Но это – конкурентоспособный рынок, рынок, на котором Россия не диктует свои цены. Цены удерживаются на мировом уровне.

Здесь конкуренция – не пустое слово. На пятачке в 10 километров можно встретить заправки одной и той же сети. И цены везде будут разными.

«Трудно представить себе ситуацию, когда в Гданьске или Жешуве цена бензина в течение двух месяцев не менялась. Я уверен, что эта ситуация в Польше невозможна. А даже если бы и случилась, то государственные структуры, занимающиеся антимонопольной деятельностью, уже давно заинтересовались бы ею. И, в случае сговора, на игроков были бы наложены штрафы», – говорит Бартоломей Савицки, журналист портала BiznesAlert.pl.

Местные органы, препятствующие возможным договоренностям между игроками, ухо держат востро. С реакцией торговцы не медлят. С конца апреля топливо на польских АЗС подешевело в среднем на 10%. И этот процесс продолжается.

«Рынок реагирует в течение нескольких дней. Как только появляется тренд к снижению, топливо на станциях начинает дешеветь», – говорит Марек Нехцял, Председатель Учреждения Охраны Конкуренции и Потребителей (Польша).

А в Украине? Как быстро реагируют продавцы на изменения на мировом рынке?

«Европейские трейдеры работают более ритмично, и более динамично реагируют на изменения. И нам действительно нужно применять этот опыт. Есть несколько стран в Европе, где цена на стеле меняется ежедневно», – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Марек Нехцял – руководитель польской госструктуры по охране конкуренции и потребителей – эдакого аналога украинского антимонопольного комитета – вспоминает: то, что происходит сейчас на украинском рынке нефтепродуктов, Польша переживала до вступления в Евросоюз. Объяснение тут – одно.»Недостаточная конкуренция. На таком рынке один из игроков, долго удерживая высокие цены, спустя какое-то время может узнать, что в случае их снижения, он займет большую долю на рынке», – говорит он.

Может, у сетевых операторов в Украине действительно есть основания удерживать высокие цены на топливо? Давайте разберемся на примере столичных заправок – по каким ценам покупают, а затем продают бензин? Вот, к примеру, две популярные сети – ВОГ и ОККО. Еще недавно обе предлагали популярный девяносто пятый по 26 гривен 99 копеек. Но на прошлой неделе синхронно снизили стоимость на 50 копеек. ВОГ закупала топливо по 21,50. Разница с розничной ценой составила 4,99 грн. Или 23%.

А сети ОККО импортное топливо обошлось в 21 гривну 30 копеек. На каждом проданном литре сеть зарабатывала свыше пяти гривен. Маржа чуть-чуть не достигла 25%. Притом, что для европейской нормы прибыли даже 5% – многовато. Что же делать в такой ситуации? Или автомобилистов все устраивает? Доктор экономических наук Алексей Плотников уверен: цены несправедливые.

«Водители уходят в сжиженный газ. Массово. Результаты апреля, предварительные результаты мая показывают, что продолжают терять автолюбителя, то, кто заправлялся бензином, операторы украинские продолжают его терять», – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Журналисты обратились к крупным и популярным сетям автозаправочных станций с запросом – прокомментировать месяцами не меняющиеся цены и возможное согласование действий между собой. Ответа не последовало.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин