Авто на «иностранной регистрации»: стоит ли «игра» «свеч»

17.11.2017 г. в 20:11, autotheme.info

Высокая «стоимость» растаможки купленных заграницей автомобилей принуждает граждан Украины использовать всевозможные «лазейки» украинского законодательства, предоставляющие возможность использовать на территории Украины авто на «иностранной регистрации», не растамаживая их. Об рассказывает юрист Станислав Коптилин.

В большинстве случаев такие автомобили завозятся в Украину в режимах «транзит» (ст. 95 Таможенного кодекса Украины (далее – «ТК Украины») и «временный ввоз» (на основании положений «Стамбульской конвенции», участником которой является Украина).

При использовании режима «транзит» автомобиль должен «пересекать» границу Украины каждые 5 суток (10 суток – в случае, когда въезд/выезд производятся через разные таможенные посты). Ввиду ограниченности срока ввоза, использование режима «транзит» практикуется в приграничных районах Украины в виде «челночного» пересечения границы.

Режим «временный ввоз» является более выгодным с точки зрения сроков ввоза автомобиля, который устанавливается органом доходов и сборов в каждом конкретном случае, но не должен превышать трех лет с даты установления такого режима.

Использование режима «временный ввоз» на основании положений «Стамбульской конвенции» имеет существенный недостаток: в таком случае гражданин Украины не является собственником автомобиля, а лишь его фактическим пользователем. Юридическим же собственником автомобиля является иностранная компания, которая предоставляет гражданину Украины пакет документов, на основании которого последний якобы осуществляет деятельность в интересах такой компании и пользуется данным автомобилем для коммерческих целей на территории Украины.

Штрафы

Использование указанных выше таможенных режимов несет в себе риски финансового характера в связи с тем, что таможенные органы могут прийти к выводу относительно незаконности использования определенного таможенного режима либо установят факт нарушения таможенных правил в связи с невывозом автомобиля заграницу в предусмотренный таможенным режимом срок.

Так, за превышение сроков вывоза автомобиля в режиме «транзит» установлены следующие размеры штрафов: не более чем на одни сутки — 170 грн., не более чем на 10 суток — 3400 грн., более чем на 10 суток — 8500 грн. (ст. 470 ТК Украины).

Хотя законодательством не установлен срок, на протяжении которого после уплаты штрафа автомобиль должен быть вывезен за пределы Украины, это не означает, что после оплаты штрафа гражданин может бессрочно и без каких-либо проблем пользоваться автомобилем на территории Украины.

Не стоит забывать о ст. 485 ТК Украины, которая предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 300 % неоплаченной суммы таможенных платежей за «другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей».

Теоретически, положения этой статьи могут быть применены таможенным органом в случае невывоза автомобиля за пределы Украины после применения к собственнику автомобиля санкций, предусмотренных ст. 470 ТК Украины.

Статья 485 ТК Украины является весьма «популярной» при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, связанных с пользованием гражданами Украины автомобилями на «иностранной регистрации».

При определении размера штрафа согласно ст. 485 ТК Украины таможенный орган может брать за основу сумму таможенных платежей, подлежащей оплате при растаможке аналогичных автомобилей (учитывая год выпуска, комплектацию и т.д.). В таком случае сумма таможенных платежей может быть очень завышена, что в итоге может иметь следствием присуждение штрафа, размер которого может в разы (десятки раз) превышать стоимость автомобиля.

Что касается схемы с использованием положений «Стамбульской конвенции», то судебная практика в большинстве случаев также сводится к применению таможенными органами ст. 485 ТК Украины. Очень часто пользователи автомобилей пытаются «натянуть» действие положений данной конвенции на свою «ситуацию», но предоставляемые ими документы не всегда являются достаточными для подтверждения правовой позиции пользователя автомобиля, либо подтверждают позицию таможни о нераспространении положений данной конвенции на конкретную ситуацию.

Так, к примеру, Приморским районным судом г. Одессы 03.11.2017 года было вынесено Постановление в деле № 522/19001/16-а, которым было сохранено в силе постановление таможни о наложении на гражданку Украины штрафа в размере более 3,6 млн. грн. на основании ст. 485 ТК Украины в связи с пользованием ею нерастаможенным автомобилем Cadillac Escalade, зарегистрированным в Литве и ввезенным на территорию Украины гражданином Белоруссии. При этом, пользователь автомобиля ссылалась на наличие у нее доверенности собственника автомобиля и на положение «Стамбульской конвенции», которое предусматривает, что «транспортные средства частного использования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза. Каждая Договаривающаяся Сторона может позволить такое использование лицом, постоянно проживающим на ее территории, особенно если она использует его от имени и согласно инструкциям пользователя права временного ввоза».

Суд же пришел к выводу, что указанное выше положение «Стамбульской конвенции» «предусматривает возможность предоставления права, а не обязывает государств — участников предусмотреть во внутреннем законодательстве возможность предоставления разрешения на использование временно ввезенных транспортных средств лицу, являющемуся резидентом Украины. Напротив, ч. 4 ст. 380 ТК Украины прямо установлен запрет на передачу такого транспортного средства во владение, пользование или распоряжение другим лицам».

В других случаях суды делают заключение о том, что предусмотренную ст. 485 ТК Украины ответственность может нести не фактический пользователь автомобиля, а лицо, взявшее на себя обязанность по соблюдению правил режима временного ввоза, то есть лицо, везшее автомобиль в Украину и задекларировавшее его. Так, Постановлением Малиновского районного суда г. Одессы от 27.07.2017 года в деле № 521/7892/17 отменяя постановление таможни о наложении штрафа суд пришел к следующему заключению: «по содержанию ст. 485 ТК Украины, состав указанного нарушения обусловливает наличие особой цели уклонения от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера. Наличие такой цели возможно лишь в действиях лица, ответственного за соблюдение таможенного режима временного ввоза, которое является декларантом и плательщиком указанных таможенных платежей и имеет льготы по их уплате… Поскольку истец не является декларантом соответствующего транспортного средства и лицом, ответственным за соблюдение режима временного ввоза, а также не является плательщиком таможенных платежей при его ввозе на территорию Украины на указанных условиях, судебная коллегия пришла к выводу, что истец не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 485 ТК Украины и не может нести административную ответственность за указанное правонарушение». Аналогическая правовая позиция содержится в Постановлении Одесского окружного административного суда от 14.06.2017 года в деле № 500/58/17 и многих других делах.

При этом, Высший административный суд Украины в Постановлении от 08.06.2017 года (производство № К/800/18824/16) пришел к абсолютно противоположному мнению, указав следующее: «суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу относительно правомерности привлечения ЛИЦО_2 к административной ответственности в соответствии с положениями ст. 485 ТК Украины, поскольку истец осуществлял использования товаров (спорного автомобиля), в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы». Аналогическая правовая позиция содержится в Определении Харьковского апелляционного административного суда от 19.04.2017 года в деле № 633/383/16-а и многих других делах.

Приведенные выше примеры судебных решений показывают, что судебная практика применения ст. 485 ТК Украины является довольно неустоявшейся. При рассмотрении данной категории дел большое значение имеет пакет документов, которым подтверждается право пользования автомобилем на территории Украины. При этом стоит учитывать тот факт, что таможенные органы Украины могут обращаться в государственные органы страны регистрации автомобиля для получения информации, которая имеет значение при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, в том числе — информации о том, является ли пользователь автомобиля сотрудником иностранной компании-собственника автомобиля, что имеет значение при применении положений «Стамбульской конвенции».

Исходя из изложенного выше, покупая автомобиль на «иностранной регистрации» гражданин Украины должен быть готов как к «отражению» обоснованных либо необоснованных решений таможенных и судебных органов, так и к возможным затратам в виде штрафных санкций, размер которых может в разы превышать стоимость автомобиля. Поэтому к вопросу покупки такого автомобиля нужно подходить разумно и сопоставлять размер «выгоды» с размером риска понесения возможных затрат.

загрузка...
Еще одна новость

Бизнесмен предложил жестко карать быдло за нарушение ПДД

17.11.2017 г. в 20:11, autotheme.info

Киевский бизнесмен Илья Кенигштейн опубликовал на своей страничке в Facebook пост, в котором высказался относительно культуры поведения на дорогах киевских водителей. Предприниматель заявил, что в последнее время в Киеве стало невозможно ездить с соблюдением правил дорожного движения. Виной всему низкая культура новоиспеченных водителей, которые полагают, что приобретя автомобили, они могут совершенно не обращать внимания на других участников движения, не говоря уже об элементарном соблюдении правил дорожного движения. Бизнесмен также отметил, что помимо этого на беспорядочное вождение по столице Украины влияют убитые дороги, на которых отсутствует разметка, перекошенные бордюры и тротуары, припаркованные в неустановленных местах машины с включенной аварийной сигнализацией и другие неприятные факторы. Но все же главная беда киевских водителей — это привычка никогд…

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Митниця проти «євроблях»: чи допоможе Вільнюс вирішити проблему литовських авто

17.11.2017 г. в 20:11, www.eurointegration.com.ua

Проблема автомобілів з литовською реєстрацією уже стала головним болем для української влади. Виглядає, що нині вона стає актуальною для відносин України з Литвою. «Ділкам, які організували ввезення литовських авто, загрожує кримінальне переслідування», «Литва вимагає конфіскації незаконно ввезених в Україну автомобілів» — подібні новини можна зустріти останнім часом в українських медіа. Вони грунтуються на повідомленнях української ДФС про співпрацю з литовцями. Може скластися враження, що саме роль Литви стане вирішальною у розв’язанні проблеми «євроблях». За даними ДФС, машин з литовською реєстрацією в Україні нині майже 60 тисяч. Експерти, втім, кажуть про кількість, у десятки разів більшу. «2015 році в Україну було ввезено 530 тисяч авто, в минулому — 580 тисяч, за ц…

Прочитать новость
загрузка...
Загрузка...
Loading...

© 2013-2017 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть