Ввоз иномарки «на инвалида»: с чем приходится иметь дело в Украине

11.01.2018 г. в 09:05, autonews.ua

За последние несколько лет в Украине несколько раз вносили правки в законы, облегчающие инвалидам ввоз автомобилей под видом гуманитарной помощи и распоряжение ими в дальнейшем. А их родственникам разрешили после смерти владельца оставлять машины себе и ничего не платить государству. Но на практике радужно не все. В Украине по прежнему действуют схемы с «липовым опекунством», позволяющие под шумок ввозить дорогие иномарки по заказу вполне здоровых людей. А сервисные центры МВД, занимаясь крючкотворством, выискивают, не нарушил ли какой инвалид при ввозе норму Евро-5. Autonews.ua узнали, как сейчас живут те, кому такой транспорт жизненно необходим.

«Гуманитарка» за свои деньги

Главный документ, регулирующий, как люди с инвалидностью могут бесплатно растаможить автомобиль — Закон о гуманитарной помощи с поправками к нему. Он предусматривает, что лицо с инвалидностью, которое находится на учете в органах соцзащиты, может ввезти в Украину автомобиль, который не будет подлежать уплате акцизов и сборов, с условием, что машину нельзя продавать на протяжении 10 лет.

Но это в теории. В реальности государство в 2017 году инвалидам не выделило ни одной машины, а число «колес», которые иностранцы передают как гуманитарную помощь — меньше статистической ошибки. Так что на практике инвалиды, если у них есть деньги, покупают себе автомобили сами. В таких условиях, говорят в организациях, представляющих интересы инвалидов, закон о гумпомощи удовлетворяет их потребности лишь частично.

«Допустим, человек с инвалидностью ждет, что его автомобилем обеспечит государство. Но в ближайшее время оно этого сделать не может. Тогда человек покупает за границей автомобиль, идет с продавцом к нотариусу и он пишет, что продавец не взял деньги за машину, а дарит ее. Механизм передачи авто как гуманитарной помощи выглядит таким образом, что иностранец-донор по документам сперва жертвует машину органу соцзащиты, и только потом соцзащита, получив транспортное средство, «распределяет» его инвалиду. А государство с этого момента считает, что автомобилем инвалид обеспечен, и снимает человека с бесплатной очереди. Опять же, если машина была признана гуманитарной помощью, ее нельзя продавать, дарить, передавать по доверенности, хотя, по факту, человек заплатил за нее свои деньги», — объясняет autonews.ua глава правления Львовского отделения фонда «Реабилитация инвалидов» Ярослав Грибальский.

На практике, как говорят люди, регулярно сталкивающиеся с ввозом машин по такой схеме, автомобиль все же «больше принадлежит» тому, что его купил, а не условному собесу.

«Техпаспорт автомобиля выписывается на инвалида, потому, что идет адресная целевая гуманитарная помощь. Так что другому человеку этот автомобиль не дадут однозначно и за мою практику не было ни одного случая, чтобы соцзащита забрала у инвалида машину, — объясняет autonews.ua колясочник Александр Джулай, помогающий пригонять авто под ручное управление. — Разве что после нарушения каких-то правил. Но даже если какие-то нарушения будут, автомобиль никто никогда не заберет. Единственно, что могут лишить права опять через 10 лет восстановиться в очереди. А в 2016 году приняли закон, что после смерти, вне зависимости от того, в каком году умер инвалид, машина переходит к его семье без оплаты таможенных платежей. До этого автомобили тоже оставались семье, но нужно было выплатить таможенные платежи на момент ввоза автомобиля. Также про истечению 10 лет с автомобиля снимается статус гуманитарной помощи и он переходит в собственность инвалида — его легально можно снять с учета и продать. А потом воспользоваться этой льготой еще раз».

Других более простых способов ввезти автомобиль без уплаты налогов (например, просто показав на таможен удостоверение об инвалидности) не существует. Для получения права на льготный ввоз нужно стоять в очереди на автомобиль в собесе.

Сколько нужно времени на оформление?

Поиск и пригон автомобиля, подходящего под переоборудование на ручное управление, обычно занимает не больше недели. А вот на месте окончательного оформления приходится ждать намного дольше.

«Сейчас комиссии из Минспоцполитики перевели на места. И все зависит от того, как быстро они работают. По идее, они должны заседать два раза в месяц (это я беру Киев). Из практики — они так и заседают. То есть, если в промежутке придет одна машина, никто собираться не будет — они ждут, чтобы хотя бы было 2-3. Вообще, бывают разные случаи. Последняя история — машина ждала 3 месяца присвоения статуса гуманитарки. А самое дольшее — человек ждал год, пока не собралась комиссия! Хотя у меня есть знакомый в Черкасской области, который так достал эти госстуктуры, что автомобиль еще только ехал из Германии, а комиссия уже собралась. Так что потенциально все можно сделать на протяжении 10 дней, а на практике это длится гораздо дольше», — говорит Александр Джулай.

Судебная «лотерея»: забирают авто и спорят о Евро-4

Совершенно другая история — что будет с автомобилем, который человек с инвалидностью получил от государства. Несмотря на то, что в 2017 году органы соцзащиты не выдали ни одной машины (об этом в комментарии autonews.ua сказал министр социполитики Андрей Рева), они активно судятся с родственниками умерших инвалидов по поводу возвращения когда-то переданных в семьи машин. И практика показывает, что, чью сторону займет суд, если родственники инвалида захотят оставить машину себе, — лотерея. К примеру, 19 декабря 2017 года в Черкасской области суд разрешил семье умершего инвалида и дальше владеть его Audi A6 (2003 г.в.). Были признаны противоправными намерения забрать Mercedes (1996 г.в.) у семьи инвалида в ноябре 2017 в Чернивецкой области. А вот в Волновахе суд забрал Daewoo Sens, который был выдан в 2012 году. Иногда речь идет о случаях, когда инвалид умирал до истечения 10-летнего срока владения машиной, что давало бы право претендовать на нее членам семьи, но суд указывал, что, к примеру, собес кинулся возвращать машину слишком поздно («пропустил сроки исковой давности»).

Также неожиданности могут возникнуть и в формальной плоскости, например — а к какому классу экологичности принадлежит ввезенная без налогов машина, которую переделали под ручное управление? К примеру, в 2017 году в Тернополе Региональный сервисный центр МВД запретил ставит на учет автомобиль «Opel Zafira» 2010 года выпуска, решив, что согласно экспертизам он соответствует нормам Евро-4, а не Евро-5.

На таком Opel Zafira сервисный центр не хотел разрешить ездить инвалиду

Департамент соцзащиты Тернопольской ОГА с такой «принципиальностью» полицейских не согласился. И суд в итоге, что важно, поддержал инвалида! «Нормы Закона Украини «О гуманитарной помощи» не содержат оговорки о соответствии экологическим нормам не ниже уровня «ЕВРО-5″ легковых автомобилей, ввозимых в Украину как гуманитарная помощь», — решила судья Надежда Дерех, обязав сервисный центр зарегистрировать «Opel Zafira» как гуманитарную помощь.

Теневые схемы и «псевдоопекуны»

Тема о льготной растаможке иномарок под нужды инвалидов была бы неполной, если не упомянуть о различных способах нажиться на ней для тех, кто не имеет нужных оснований. По словам Александра Джулая довольно распространенный вариант, когда для этого «по-доброму» подкупают соседа инвалида. «Допустим, у меня во дворе живет инвалид, я знаю, что у него денег нет и никогда машину он не купит. Такому человеку предлагают $500-800 (а по областям, бывает, и $200), и под него пригоняют иномарку. Сосед, выступивший «опекуном» ездит на этой машине, и инвалид при деньгах. И такое совсем противозаконным не назовешь — если сосед порядочный, он и возить на этой машине будет, и помогать», — объясняет Александр Джулай.

Важный нюанс — авто, ввезенное как гуманитарная помощь, не может иметь объем двигателя больше 1,8 литров. Так что Geländewagen «для нужд инвалида» по закону уже не пригонишь. Но, как рассказал autonews.ua источник в кругах автопосредников, существует схема, когда некоторые немецкие продавцы оформляют продажу дорогих автомобилей на украинских инвалидов, но по факту на машинах ездят якобы их опекуны. Все это прикрывают документами и даже оформляют липовое опекунство. «Есть люди, которые по этой схеме очень активно сейчас работают. Такое не обходится без того, чтобы вводить в долю органы соцзащиты. И какие-то органичения тут уже не важны. Ведь вряд ли условный Lexus LS 600 имеет объем 1,8 л?», — объяснил нам собеседник.

загрузка...
Еще одна новость

Інспекція траси Київ-Одеса: залишити колеса у величезних вибоїнах?

11.01.2018 г. в 09:05,

Колись пристойна траса Київ - Одеса, сьогодні - жах і об’єкт ненависті всіх водіїв. Через затори по вибоїнах з одеського напрямку повернулася Катерина Колган.

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Рада може ввести ще один новий штраф

11.01.2018 г. в 09:05, www.unn.com.ua

В парламенті зареєстровано проект закону № 7468 «Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення щодо забезпечення якості перевезень у громадському транспорті», яким пропонується штрафувати перевізників за несправні обігрівач і кондиціонер. Про це повідомляє УНН з посиланням на офіційний сайт Верховної ради України. “Здійснення перевізниками на автобусних міських, приміських та міжміських маршрутах загального користування регулярних перевезень пасажирів транспортним засобом без справних у салоні: кнопок вимоги зупинки біля кожного виходу, приладу обігріву, кондиціювання та термометра, тягне за собою накладення штрафу на посадових осіб, громадян—суб’єктів підприємницької діяльності в розмірі від вісімдесяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян”, — пропонується в законопроекті. В пояснювальній записці…

Прочитать новость
загрузка...

Больше новостей

Загрузка...
Loading...

© 2013-2018 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть