Как обуздать взбесившийся автомобиль

05.04.2018 р. в 16:51, quto.ru

Многие автомобилисты наверняка сталкивались с таким неприятным и опасным явлением, как самопроизвольное ускорение автомобиля.

То есть таким ускорением, которое не было вызвано действиями водителя, а происходило по необъяснимым причинам, по прихоти самой машины.

В данной статье мы раскроем секреты этих процессов и объясним, как быть, оказавшись в сложной ситуации за рулём «взбесившейся» техники.

Чем грозит самопроизвольное ускорение

Самопроизвольное ускорение автомобиля происходит внезапно для водителя и часто приводит к печальным последствиям, в том числе со смертельным исходом. Оказавшись в сложной ситуации, автомобилисты попросту не понимают, как сбросить обороты двигателя и остановить взбунтовавшийся автомобиль, в особенности если речь идёт о машине с автоматической трансмиссией.

В случае с мощными и тяжёлыми транспортными средствами ситуация усугубляется тем, что их тормоза не способны эффективно осадить вышедший на максимальный крутящий момент двигатель — автомобиль продолжит ехать, даже если вы приложите к педали тормоза усилие в сотни килограммов.

Бесконтрольный рост оборотов коленчатого вала мотора случается на многих марках и моделях транспортных средств и вызывается целым «букетом» поломок или конструктивных недоработок. Поэтому данная неисправность тщательно замалчивается самими автопроизводителями.

Оно и понятно: после ДТП из-за неконтролируемого разгона водителю и экспертам будет непросто доказать, что авария произошла по вине техники — во многих случаях неисправность носит программный или перманентный характер и не оставляет никаких улик.

Впрочем, бывают и исключения — как в ситуации с миллионными отзывами автомобилей Toyota и Lexus из-за неправильного напольного коврика.

Физика процессов

Не станем утруждать вас техническими тонкостями и попробуем объяснить «на пальцах» физику процессов, приводящих к автомобильному «бешенству».

Как известно, чтобы раскрутить бензиновый двигатель автомобиля и ускориться, нужно увеличить подачу топливовоздушной смеси, то есть надавить на педаль газа, тем самым открыв дроссельную заслонку для пропуска больших объёмов воздуха во впускной коллектор. Открывание заслонки осуществляется механически (тросом) или электронно (при наличии электронной педали газа).

Заслонка современного инжекторного автомобиля представляет собой узел, расположенный между впускным коллектором и воздушным фильтром. По принципу работы это самый обыкновенный воздушный клапан, регулирующий давление в системе — чем меньше угол открытия заслонки, тем меньше объёмы поступающего воздуха и обороты коленчатого вала мотора.

На холостых оборотах основная заслонка закрывается полностью, а воздух поступает в коллектор по обходному пути — через электронноуправляемый клапан холостого хода с небольшим проходным сечением. За его работой следят «мозги» автомобиля, которые в автоматическом режиме управляют величиной открытия канала и поддерживают обороты мотора в оптимальном диапазоне.

Положение дроссельной заслонки, в свою очередь, отслеживается специальным датчиком, показания с которого считываются блоком управления и влияют на смесеобразование и зажигание.

Как раз с узлом дроссельной заслонки и системой его управления и связаны многие причины самопроизвольного разгона автомобилей. Однако есть и иные источники проблем, о которых мы также расскажем ниже.

Причины самопроизвольного разгона

Наиболее частыми виновниками проблем с самопроизвольным ускорением становятся банальные, но весьма коварные поломки, которые порой довольно сложно выявить и локализовать:

— заедание тросика газа

В автомобилях с механической педалью управления дросселем тросик газа в процессе эксплуатации разлохмачивается и начинает заедать внутри «рубашки». Это приводит к зависанию заслонки в приоткрытом положении — педаль газа при отпускании попросту не возвращается в исходное состояние, что и приводит к повышенным оборотам мотора.

— попадание песчинок

К аналогичным последствиям приводит попадание песчинок и иного мусора в дроссельный узел — даже в случае незначительной негерметичности заслонки обороты мотора сильно возрастают. Обычно такая неприятность приходит после неаккуратной замены воздушного фильтра.

— поломка электронной педали газа

В случае с электронной педалью нередко происходит поломка её датчика: дорожки потенциометра и контактные щётки со временем стираются, а «мозги» автомобиля начинают получать некорректную информацию о положении педали газа. Это, в свою очередь, приводит к бесконтрольному открытию дросселя и самопроизвольному разгону машины.

— загрязнение регулятора холостого хода

Регулятор холостого хода, представляющий собой шаговый электродвигатель, в процессе работы сильно загрязняется и перестаёт корректно выполнять свои функции, что порой приводит к чрезмерному его открытию и попаданию в коллектор «лишнего» воздуха. Естественное следствие — бесконтрольное повышение оборотов коленчатого вала.

— поломка датчика положения дроссельной заслонки

К точно таким же последствиям приводит и поломка ещё одного датчика, следящего за положением дроссельной заслонки. Этот потенциометр может посылать в «мозги» настолько искажённые данные, что автомобиль попросту откажется заводиться или будет неправильно управлять клапаном холостого хода.

— подсос воздуха

Следующей неприятностью, ведущей к самопроизвольному разгону, может стать подсос в коллектор неучтённого системой воздуха — через сорванные или растрескавшиеся патрубки, трещины и высохшие прокладки.

— поломка ЭБУ

Гораздо реже причиной неприятностей становится сам электронный блок управления двигателем. Как любое другое электрическое устройство с годами он может начать «глючить» по вполне объективным причинам — перед экстремальными условиями работы в подкапотном пространстве автомобиля не способны устоять никакие печатные платы и микросхемы.

— нарушение системы вентиляции картера двигателя

Аналогичные проблемы порой происходят и из-за поломки системы вентиляции картера мотора, которые приводят к попаданию масляного тумана в коллектор и дополнительному обогащению смеси, а также быстрому загрязнению самой заслонки. Не стоит забывать и о подсосе воздуха в коллектор через негерметичные шланги системы вентиляции или через вакуумный усилитель тормозов.

— «разнос» дизеля

Владельцы дизельных машин сталкиваются с наиболее опасной разновидностью самопроизвольного раскручивания движка — так называемым «разносом», ведущим к полному разрушению мотора. Как правило, он вызывается чрезмерным износом цилиндропоршневой группы. Источником проблем становится масло, поступающее в больших объёмах в камеру сгорания через маслосъёмные кольца, турбину или трубку вентиляции картера. Даже при полностью отпущенной педали газа «взбесившийся» дизель продолжает работу на «альтернативном» топливе — притом весьма бодро. Заглушить его традиционными способами попросту невозможно.

Как справиться с бесконтрольным разгоном

Всем без исключения водителям мы рекомендуем заранее подготовиться к ситуации с бесконтрольным разгоном. Это позволит мгновенно принять верное решение и справиться с неуправляемой техникой без последствий для себя и окружающих.

На «механике»

Если автомобиль, которым вы управляете, снабжён механической трансмиссией, вам сильно повезло: чтобы прекратить бесконтрольное ускорение, достаточно всего лишь расцепить трансмиссию, выжав педаль сцепления и воспользовавшись штатной тормозной системой. В случае с заеданием педали газа проблема с оборотами часто решается многократным на неё нажатием. «Глюки» датчиков и регулятора холостого хода можно побороть последовательным переключением коробки вниз и торможением двигателем, либо глушением и перезапуском мотора (разумеется, не на ходу).

На «автомате»

Хуже приходится автомобилистам, управляющим техникой с автоматизированной трансмиссией — педали сцепления здесь нет, а прервать передачу крутящего момента чуточку сложнее.

Прежде всего, нужно попытаться переместить селектор выбора передач в положение N, одновременно нажимая на педаль тормоза, после чего полностью остановиться и выключить двигатель.

Если переключить коробку на нейтраль не удаётся, следует отключить двигатель кнопкой или повернуть ключ в замке зажигания в положение ACC, не забывая о том, что это приведёт к снижению эффективности усилителей руля и тормозов. Ключ из замка вынимать при этом категорически запрещено — «баранка» может заблокироваться! Если автомобиль снабжён кнопкой Start/Stop, следует удерживать её нажатой не менее трёх секунд.

Ну а в случае самопроизвольной раскрутки дизеля вам нужно не просто как можно скорее остановить взбунтовавшийся автомобиль, но также открыть его капот и закупорить патрубок воздушного фильтра любым доступным (но безопасным) способом — к примеру, заткнув отверстие скрученной в несколько слоёв тряпкой.

Если и это его не остановит, помогите мотору заглохнуть, включив высокую передачу и удерживая автомобиль тормозами.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин