Европа под колесами: нужны ли Украине платные автодороги

Европа под колесами: нужны ли Украине платные автодороги

24.11.2016 р. в 09:33, forbes

Руководство «Укравтодора» предлагает сделать часть автомобильных дорог в Украине платными. Идея не нова, но в деловой среде относятся к ней сегодня по-разному.

Некоторые перевозчики ругают почем зря инициаторов новшества: мол, последнее изымают вместо того, чтобы сделать хорошие дороги. Другие – пытаются отыскать в новации рациональное зерно. А оно в самом деле есть: перевозчики несут большие затраты на амортизацию транспортных средств из-за неудовлетворительного состояния дорог.

Если подсчитать, то эти затраты во много раз превышают любые возможные сборы за проезд по платным, почти европейским дорогам. Логично? Да, но существует одно «но», на котором акцентируют внимание транспортники. Где гарантия, что собранные с бизнеса деньги в самом деле пойдут на ремонт украинских дорог, а не осядут в карманах чиновников, как это бывало прежде, особенно при строительстве новейших автомагистралей.

Подрядчики не то чтобы экономили на материалах, но в конечном итоге предлагали низкопробный вариант путепроводов. Достаточно вспомнить строительство дороги «Киев-Одесса», да и не только его. На протяжении многих лет строительство и ремонт дорог в Украине сопровождались неимоверной коррупцией: на сооружение и починку выделялись деньги двум-трем приближенным к правительству компаниям. Качество полотна при этом постоянно ухудшалось.

Нам любые дОроги дорОги?

Сегодня в Украине о строительстве новых дорог стараются вообще не говорить. Думаю, что новые дороги – это пока из области фантастики или далекого будущего. Финансовые возможности страны – на пределе. Получается, что платный проезд – тоже из области фантастики? Он отодвигается на время, когда появятся новые дороги?

Пессимистов хватает: они начинают калькулировать капиталовложения, которые нужно потратить на создание необходимой инфраструктуры по оплате проезда. Действительно, придется оборудовать пункты оплаты таких дорог, причем их должно быть достаточно много, чтобы не было соблазна обойти «счетчик» по какой-нибудь проселочной тропе.

Но есть и другие варианты, более простые и дешевые. Скажем, ввести систему контрамарок, которые клеятся на ветровое стекло фур. Такой опыт можно позаимствовать у румынских автотранспортников. Или внедрить электронные топ-коллекты. В машине устанавливается специальный электронный прибор, который «отслеживает» оплату, а на дорогах устанавливаются электронные считыватели, которые эту плату с автомобиля снимают по мере его продвижения по дорогам страны. Такую форму оплаты за проезд использует Германия. Этот опыт пришелся по душе и соседней Беларуси. Так почему бы и нам не воспользоваться?

Не важно, что покупает потребитель – шоколадку, мешок муки или телевизор – на один килограмм веса товара он получает 12,5 копеек и выше «лишней» стоимости. Поэтому каждый живущий в Украине платит за плохие дороги

Кроме того, можно диверсифицировать процесс такой оплаты. Не все перевозчики сегодня ездят по всей Украине. Для таких бизнесменов можно ввести сниженный внутриобластной тариф, который бы поступал в бюджет конкретной области. Для местных властей это было бы мощным подспорьем, чтобы не только привести в порядок, но и поддерживать в рабочем состоянии региональные дороги.

Если есть другие варианты. И в «Укравтодоре», и в среде бизнеса готовы их рассмотреть. Главное, чтобы у всех участников дорожного движения появилось понимание, что пути к отступлению нет. Перевозчики давно уяснили, что марсиане к нам не прилетят и дороги не построят, даже не отремонтируют. И если говорят, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то состояние отечественных дорог – проблема, которую нужно решать самим перевозчикам.

Пути к Европе

Идея платных дорог только на первый взгляд кажется нежизнеспособной. Но ведь она многие годы успешно работает в других странах. Например, в Австрии проехать по автобану стоит 9 евро за 10 дней, жители Швейцарии могут купить специальный проездной на год – стоит он порядка 80 евро.

Инициатива сделать платными часть украинских дорог в целом правильна. Но здесь необходимо ударение на слове «дороги», а не ямы и колдобины. И бизнес готов поддержать шаги правительства в решении этой проблемы. Однако кроме безоговорочной поддержки, бизнес намерен жестко контролировать, чтобы собранные с перевозчиков деньги целенаправленно шли на ремонт дорог, а не мимо рытвин и ухабов на «латание дыр» в государственном бюджете.

Для того чтобы стремление взимать плату за проезд стала реальностью, нужна широкая разъяснительная кампания. Взывать к сознательности перевозчиков, конечно, можно и нужно. Но необходимо с цифрами в руках убеждать, что убытки будут снижаться из-за амортизации транспортных средств, преимущественно грузовых. Отсюда – меньше поломок. И как следствие – снижение себестоимости грузовых перевозок.

Структура себестоимости услуг украинских перевозчиков сегодня выглядит следующим образом: дизтопливо – 60%, амортизация автомобилей – 35% и маржа перевозчика – 5%. Из этих 35% – 20% приходится на стоимость запчастей и 15% – стоимость техобслуживания. А ведь повышенная амортизация закладывается в цену товара. И не важно, что покупает потребитель – шоколадку, мешок муки или телевизор – на один килограмм веса товара он получает 12,5 копеек и выше «лишней» стоимости. Поэтому каждый живущий в Украине платит за плохие дороги.

По качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 Украина заняла 132-е место из 140. Рядом с нами оказались Мьянма, Мавритания и Мозамбик

Процент амортизации автотранспорта в Украине – вообще головная боль. Особенно если сравнивать этот показатель с европейскими параметрами. В Европе ходовая часть автомобиля ремонтируется после 150-200 тысяч километров пробега. У нас, чтобы проехать эти 150 или 200 тысяч, нужно сдавать автомобиль в капитальный ремонт раз пять или шесть. Амортизация подвижного состава, связанного с ходовой, выше, чем в Европе в пять или шесть раз. Это при условии, что водитель ездит аккуратно и ему удается обходить ямы и ухабы. В противном случае, процент амортизации не поддается здравому исчислению.

Произведя ремонт дорог из средств, полученных от платных услуг проезда, мы можем снизить и процент амортизации, и себестоимость перевозок. И при этом не повысим цены на товары и услуги.

Самое главное – убедить население, что это не очередной налог, придуманный правительством и поддержанный бизнесом. Это – европейская практика, к которой мы должны стремиться. И если страна выбрала европейский путь развития, дорога к ЕС должна быть качественной и добротной. А пока же по качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2015–2016 Украина заняла 132-е место из 140. Рядом с нами оказались Мьянма, Мавритания и Мозамбик. Из такого положения нужно срочно выходить.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин