История легендарного автобуса с космодрома
13.04.2016 р. в 20:59, m2motors
Как известно, в этом году исполнилось 55 лет со дня первого полета в космос с человеком на борту. Но, к сожалению, сегодня уже мало кто помнит, какая именно наземная автотехника доставила космонавта №1 и его основного дублера Германа Титова 12 апреля 1961 года на стартовую площадку в казахстанском Байконуре. Между тем, об этом хорошо помнят ветераны Львовского автобусного завода («ЛАЗ») и теперешнего ООО «Укравтобуспром» (Львов).
А ведь именно здесь сконструировали и собрали первый в мире автобус (на базе тогдашнего серийного ЛАЗ-695Б), предназначенный для перевозки космонавтов. Уже тогда эту модель оборудовали кондиционерами воздуха и холодильником-баром. В мировой практике такие специализированные автомашины создавали впервые. В салоне были горячая и холодная вода, при входе специальные щетки снимали с одежды грязь, пыль, и все это сжигалось в двигателе. А во время переезда скафандры космонавтов подключали к бортовой системе жизнеобеспечения. Кстати, именно с упомянутым автобусом связана «пикантная» традиция, начало которой положил Юрий Алексеевич Гагарин. Дело в том, что тогдашние ЛАЗы не были еще оснащены встроенными туалетами. Так вот – во время этого исторического рейса Гагарин попросил сделать на полпути кратковременную остановку, и, выйдя из автобуса, помочился на его колесо. И хотя сегодня современные автобусы обеспечивают пассажирам полный комфорт, с тех пор все космонавты, по крайней мере, мужчины, отправляясь на орбиту, неукоснительно следуют этому «обряду». Дело в том, что с теми, кто эту «неписаную» традицию когда-либо игнорировал, почему то в полете потом случались иногда мелкие, а порой и крупные неприятности. А другая традиция – обязательно смотреть накануне старта культовую советскую кинокартину «Белое солнце пустыни» (1970 г.) появилась уже после трагической гибели первого космонавта планеты.
Между прочим, львовские автобусы еще несколько десятилетий после гагаринского полета возили космонавтов на Байконур. Россияне, правда, в свое время попробовали заменить украинские разработки на модели известных западных фирм. Но, как оказалось, ни одна иномарка оказалась не способной преодолеть «специфическую» бетонную трассу к этому космодрому, сооруженную военными строителями более полувека тому назад.