Почему роботы “Теслы” начали убивать людей

12.07.2016 г. в 01:15, ukrrudprom

Технические, психологические и морально-этические проблемы самоуправляемых автомобилей.

Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) проводит расследование дорожно-транспортного происшествия, в котором погиб водитель автомобиля Tesla Model S, ехавший с включенной функцией автопилота. Это первое ДТП со смертельным исходом в истории самоуправляемых автомобилей. До того беспилотники хотя и попадали в аварии, их пассажирам удавалось отделаться “легким испугом”. Теперь же ситуация приняла серьезный оборот, что может негативно повлиять на развитие сегмента беспилотных авто.

Представители Tesla говорят, что функция автопилота находится сейчас в стадии публичного бета-тестирования, поэтому пользоваться ею пока не рекомендуется и автопроизводитель по умолчанию ее не активирует. Однако владельцы дорогого авто желают получить “все и сразу”, поэтому зачастую игнорируют потенциальные опасности. При использовании автопилота водитель обязан следить за дорогой и постоянно держать руки на руле. На практике же владельцы Tesla и других самоуправляемых транспортных средств часто игнорируют это требование, были даже случаи, когда хозяин авто просто засыпал в водительском кресле.

В случае упомянутой аварии со смертельным исходом ни водитель, ни автопилот не успели заметить опасность — не распознали белый борт грузовика, с которым столкнулась Tesla, на фоне яркого неба, что и привело к ДТП. Как выяснилось, погибший водитель, Джошуа Браун, был активным членом Tesla Reddit forum и регулярно публиковал в соцсетях видео, где его автомобиль уклонялся от столкновения в режиме автопилота.

На самом деле, беспилотные автомобили — идея перспективная. Предполагается, что они сделают более эффективным дорожное движение, станут более экономичным видом транспорта, сократят выбросы в атмосферу и существенно снизят число дорожно-транспортных происшествий. По прогнозам McKinsey Global Institute, к 2025 г. суммарная экономия, которую обеспечат беспилотники, может составить более $1 трлн, а число аварий со смертельным исходом снизится на 70%. Не зря над функцией автопилота работают сейчас практически все мировые автопроизводители, включая Volvo, Nissan, Mercedes-Benz, Audi, Diamler, Tesla. Самоуправляемые технологии также в активе таких технологических гигантов, как Google и Apple.

Что касается “Теслы”, то корпорация оснастила свои электромобили S и X полноценными автопилотами в 2015 г. Теоретически машины могут самостоятельно передвигаться по шоссе, перестраиваться в нужный ряд, избегать столкновений и выбирать оптимальную скорость с учетом условий на дороге. Система ориентируется на показания камер, радаров, ультразвуковых сенсоров и навигационной системы. Специалисты говорят, что на сегодня у “Теслы” самая продвинутая технология автономного вождения на рынке, поэтому упомянутая авария со смертельным исходом стала очень показательной. Ведь если лучший автопилот дал сбой и не смог сориентироваться в ситуации, чего ожидать от других?

Конечно, водителя можно обвинить в беспечности и неосторожности, но смерть человека, причиной которой стало использование функции автопилота, в очередной раз демонстрирует несовершенство нынешних систем самоуправления. Такие технологии явно нуждаются в серьезной технической доработке. Прежде всего предстоит создать максимально эффективную систему безопасности, чтобы свести до минимума риск ДТП.

Существует и морально-этическая дилемма при использовании беспилотников: машина должна быть запрограммирована на спасение жизни пешеходов или любой ценой защитить хозяина авто? Поскольку беспилотники — по сути, роботы, к ним должен быть соответствующий подход. Знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов вывел еще в 1942 г. три закона робототехники. Они гласят, что робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человек пострадал. Машина должна повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону. Робот также должен заботиться о своей безопасности, но лишь в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.

Все упомянутые правила идеальны для беспилотных автомобилей, но в случае с транспортным средством, роботизированным системам рано или поздно придется делать выбор, ведь нередки ситуации на дорогах, когда можно спасти лишь одного человека: владельца авто или пешехода. Изучением этой темы занялись исследователи Массачусетского технологического института (MIT). В статье, опубликованной в свежем номере Science, они пишут, что люди, которые готовы купить авто с функцией автопилота, руководствуются в общем благородными целями: они хотят, чтобы их машины не вредили пешеходам и сделали дороги безопасными. Но, с другой стороны, ни один из опрошенных не согласился пожертвовать собственной безопасностью в пользу пешеходов.

Ученые давно рассматривают подобные этические парадоксы. К примеру, в когнитивистике используется популярная задача с вагонеткой, когда человеку предлагается перевести стрелку перед поездом, чтобы спасти пять пассажиров, но убить одного постороннего человека. Проблема в том, что компромиссного решения в таких ситуациях не существует. Аналогичная дилемма, по мнению возглавившего исследование в MIT Ияда Рахвана, может серьезно усложнить процесс внедрения самоуправляемых машин. Ведь если авто будет запрограммировано на то, чтобы спасти жизнь пассажира и, соответственно, врезаться в пешеходов, много ли найдется желающих купить машину-убийцу? Вряд ли кому-то подойдет и обратный вариант, когда погибает владелец машины. К тому же, готовы ли в принципе люди доверить свою жизнь роботу?

Кроме технических и этических, у самоуправляемых авто есть еще одна серьезная проблема. Дело в том, что их использование сделает частную жизнь людей абсолютно незащищенной. Автопилот фиксирует все передвижения водителя, а значит, эти данные поступают автопроизводителю. Такую информацию можно использовать, в частности, в судебных процессах, и в этом случае робот сдаст своего владельца с потрохами.

Прогресс, без сомнения, не остановить, и самоуправляемый транспорт слишком хорош, чтобы от него отказаться. Еще в 2012 г. власти штата Калифорния легализовали беспилотные автомобили, а в этом году узаконили использование самоуправляемых машин в Южной Австралии. Кроме того, в феврале этого года в США легализовали беспилотники Google. Эксперты считают, что законодательное закрепление использования автопилотов существенно ускорит процесс их вывода на дороги. Согласно докладу Ассоциации автомобильной промышленности Германии автопилот может получить массовое распространение к 2030 г.

Гораздо более оптимистичные прогнозы у глава Tesla Элона Маска. Вскоре после смертельного ДТП при участии авто его компании предприниматель заявил, что основные проблемы в создании автономных автомобилей уже решены, а на все необходимые технические доработки потребуется не более двух лет. Еще год Маск отвел на изменение законодательства. По прогнозам главы “Теслы”, через три года большинство автомобилей будет ездить без водителя. Похоже, он ошибается: перед тем, как на дороги мира массово выедут самоуправляемые машины, инженерам и регулирующим органам придется решить немало серьезных проблем, и три года на это явно недостаточно.

Татьяна ГРОМОВА

загрузка...
Еще одна новость

Український бойовий КрАЗ переміг всіх суперників

12.07.2016 г. в 01:15, o-doroge

Останнім часом новітня українська техніка показує досить непогані результати. Так, на випробувальному полігоні автозаводу КрАЗ Державний науково-дослідний інститут (ДНДІ МВС України провів черговий етап міжвідомчих відомчих випробувань нових зразків броньованих автомобілів для потреб МВС, Національної поліції, Національної гвардії, Державної прикордонної служби, спецпідрозділів. У випробуваннях взяла участь броньовані "лінійка" Кразів Shrek і Spartan, ББМ Богдан Барс-8, бронеавтомобіль "Тритон", "Козак-2" і Варта-2. Їм належало пройти смугу перешкод, яка по конфігурації і характеристиками споруд відповідає аналогічним всесвітньо відомим полігонам: IDEX (ОАЕ), SOFEX (Йорданія), НДІ-21 (р. Бронниці, РФ), НІЦИАМТ (р. Дмитрів, РФ). Як зазначає один з учасників випробувань…

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Як не стати жертвою автозлодія, - рекомендації від поліції

12.07.2016 г. в 01:15, styknews

Працівники поліції Прикарпаття звертаються до водіїв та власників автотранспорту із застереженням: не залишати автомобілі відчиненими та без нагляду. Як свідчить аналіз скоєних крадіжок із транспортних засобів, в основному вони стаються через необережність та безпечність самих автовласників. Дехто забув зачинити автомобіль, вийшовши на кілька хвилин, інші залишають машини на ніч у дворах багатоповерхівок або інших не охоронюваних місцях. Користуючись цим, зловмисники викрадають із автомобілів залишені цінні речі: мобільні телефони, гаманці, сумочки, магнітоли, відеореєстратори, набори з інструментами, а також документи. Приміром, лише вчора до поліції Прикарпаття звернулося троє автовласників із повідомленням про крадіжки із автомобілів. Як з’ясували правоохоронці, в одному випадку потерпілий забув зачинити автомобіль, через що позбувся барсетки з документами…

Прочитать новость
загрузка...
И кое-что еще!

В МВФ не довольны снижением акцизов на б-у автомобили

12.07.2016 г. в 01:15, autoconsulting

Как сообщает газета "Вести", сегодня в Киев прибывает техническая миссия МВФ. Как подтвердили «Вестям» в Госфискальной службе, цель миссии — изучение перспектив сотрудничества с Киевом. Решение о выделении очередного транша затягивается и обсуждать с украинскими властями будут не только повышение пенсионного возраста, но и снижение акциза на б-у автомобили. Фонд не устраивает отказ Кабмина идти на повышение пенсионного возраста, а также задержка в принятии нескольких законопроектов», — сказал «Вестям» собеседник в Минэкономики. Также проблемой может быть снижение акциза на б/у автомобили: по меморандуму с МВФ, Украина не должна вводить новые налоговые льготы, а именно таковой является снижение акциза на б-у иномарки. Вопрос - дискуссионный и будет обсуждаться.

Прочитать новость

© 2013 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть