Почему цены на бензин синхронно растут и кто виноват

02.09.2016 р. в 19:35, autodriving

В Антимонопольном комитете считают, что пять крупных операторов рынка согласовывают свои цены, в то же время сами операторы жалуются на борьбу с «легальным» бизнесом.

В Украине, несмотря на снижения мировых цен на нефть, стоимость бензина на АЗС растет. При этом крупные операторы рынка, как заявляют в Антимонопольном комитете (АМКУ), синхронно повышают цены, нарушая закон «О защите экономической конкуренции». В комитете собираются наказать компании миллионными штрафами, а сами участники рынка жалуются на давление. Сайт «Сегодня.ua» выяснял, почему для украинцев не дешевеет бензин и кого АМКУ обвиняет в картельном сговоре.

Феномен украинского рынка светлых нефтепродуктов

Антимонопольный комитет впервые начал расследовать признаки «картельного сговора» на рынке нефтепродуктов еще в 2013-м году. Крупных операторов заподозрили в том, что они, по предварительному согласованию, держат цены на одном уровне, а после одновременно их повышают. АМКУ, согласно закону «О рынке экономической конкуренции» имеет возможность оштрафовать нарушителя на крупную сумму – до 10% от годового товарооборота. К примеру, в 2013-м годовой оборот компании WOG составил 3 миллиарда долларов. Максимальная сумма, на которую Антимонопольный комитет мог оштрафовать компанию – 300 миллионов долларов.

Однако дело так и не было закончено. С этого момента руководствую АМКУ поменялось дважды, уже в январе этого года новый состав комитета начал новое разбирательство. На этот раз в государственном органе заинтересовались, почему нефть на мировых рынках дешевеет, а бензин в Украине – нет. Государственный уполномоченный, который занимается расследованием, Валерий Полюхович принял решение объединить дело двухгодичной давности с новым процессом. Уже в мае этого года компаниям, которые владеют марками АМІС, SOCAR, Shell, OKKO, WOG, отправили предварительные выводы, согласно котором они нарушили п. 3. ст. 6 закона «О рынке экономической конкуренции».

Глава АМКУ Юрий Терентьев отмечает, что признаков традиционного картельного сговора эксперты не обнаружили. «У нас ответствуют признаки сознательного, то, что называется hard core котельного заговора. Мы видим, параллельное поведение», – пояснил ситуацию чиновник.

«У нас ответствуют признаки сознательного, то, что называется hard core котельного заговора. Мы видим, параллельное поведение», – пояснил ситуацию чиновник.

На данный момент в комитете ждут, пока участники рынка аргументируют свою позицию. Уже в ближайшие два месяца в АМКУ вынесут окончательный вердикт участникам рынка. При этом Терентьев уточняет, что максимальная санкция (штраф в размере 10% от годового оборота), скорее всего, применяться не будет.

«Мы сейчас видим, что все субъекты ставят одинаковые розничные цены на бензин. Но фактически эта цена может быть на 10-15% ниже. Мы видим сознательное избегание конкуренции. В этом случае можно говорить, что это не классический картель, когда где-то в отели встретили СЕО компаний и договорились. Безусловно, у нас есть анализ экономических факторов, которые были в основе решений субъектов. Нам нужно кроме санкций, которые предусмотрены, дать наше видение тех изменений, которые должны произойти на рынке», – рассказывает Юрий Терентьев.

«Мы сейчас видим, что все субъекты ставят одинаковые розничные цены на бензин. Но фактически эта цена может быть на 10-15% ниже», – уверен глава АМКУ.

Главные факторы, которые влияют на стоимость бензина: цена на нефть на мировых рынках (85% светлых нефтепродуктов Украина импортирует), курс гривны (нефтепродукты покупаются за валюту), налоги (также платятся в валюте). В АМКУ говорят, что обнаружили на украинском рынке «интересный феномен»: когда нефть дорожает, цены на бензин взлетают, а когда нефть дешевеет – цены не меняются. Как поясняет Валерий Полюхович, операторы или создают запас прочности, или же пытаются получить сверхприбыль, продавая подешевевшие нефтепродукты по высоким ценам.

Эксперты считают, что на данный момент есть предпосылки для того, чтобы цены на бензин снизить на гривну. Как говорит президент ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук, сейчас в Украину заходит большое количество относительно дешевых светлых нефтепродуктов. «Падение оптовой цены дает основание надеяться, что в некоторых сетях понижение может быть до гривны на литре. Но кто насколько понизит – это его личное дело, мы с вами не можем прогнозировать. Чтобы прогнозировать, нужно понимать экономику того или иного оператора», – рассказывает эксперт.

Позиция операторов рынка: «серые» компании забирают клиентов, а АМКУ «давит на честный бизнес»

«Подозрение в сговоре свидетельствует о том, что АМКУ не владеет ситуацией на рынке», – уверен Леонид Косянчук. В ассоциации операторов рынка нефтепродуктов считают: компании внимательно следят друг за другом и между ними существует жесткая конкуренция.

«WOG писала на Shell жалобу, что они в каком-то тендере неправильно себя повели. Скажите, если я на кого-то «капаю» в антимонопольный комитет, я могу с ним договориться о каких-то согласованных действиях?», – говорит Леонид Косянчук.

«WOG писала на Shell жалобу, что они в каком-то тендере неправильно себя повели. Скажите, если я на кого-то «капаю» в антимонопольный комитет, я могу с ним договориться о каких-то согласованных действиях?», – говорит Леонид Косянчук.

Кроме того, эксперт уверен, что у компаний, которых обвиняют в согласованных действиях, похожая экономика: они закупают нефтепродукту у одного поставщика, работают в одном сегменте рынка.

При этом в самих компаниях действия АМКУ называют «давлением на легальный рынок».Так, по словам представителя одной из компаний, часть рынка светлых нефтепродуктов работает в «серую» – не платят налоги и за счет этого удерживают низкие цены на свою продукцию. Те, кто работает легально, вынуждены продавать бензин по высоким ценам и конкурировать в уровне обслуживания, а не в стоимости топлива. «Почему-то нет ни слова о тех, кто оптимизирует налоги, тех, кто искажает конкурентную среду. Почему к ним нет претензий у АМКУ? Может быть, комитет это делает для того, чтобы мы перестали бороться с нелегальным рынком, который не дает нам работать», – заявили в компании.

«Почему-то нет ни слова о тех, кто оптимизирует налоги, тех, кто искажает конкурентную среду. Почему к ним нет претензий у АМКУ? Может быть, комитет это делает для того, чтобы мы перестали бороться с нелегальным рынком, который не дает нам работать», – заявили в компании.

Если же АМКУ примет решение оштрафовать компании, операторы рынка собираются обжаловать постановление в украинском, а после и в европейском судах. Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн также считает: то, что компании синхронно повышают цены, может быть аргументировано экономической ситуацией на рынке.

«Они (АЗС, – прим. ред.) конкуренты в одной нише. Это ниша премиальных нефтепродуктов, которые они закупают у одних поставщиков. Но если ты не успеваешь за конкурентами, если конкурент поднял цены, а ты нет, это значит, что ты просто теряешь деньги. И наоборот, если тот конкурент снизил цены, а ты остаешься с высокой ценой, ты теряешь покупателя», – считает Сергей Куюн.

По словам главы АМКУ, позицию операторов рынка в комитете будут учитывать при принятии решения о том, искажают ли компании конкурентную среду, или нет. В то же время на украинских АЗС топливо продолжает дорожать. В мае средняя стоимость бензина марки А-95, по данным портала ВсеАЗС, было 20,67 гривны за литр, на данный момент цены выросли до 21,17 гривны. В то же время бензин марки А-98 подорожал на одну гривну, газ – на 2 гривны и 20 копеек, дизтопливо – на 50 копеек.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин