Почему цены на бензин синхронно растут и кто виноват

02.09.2016 г. в 19:35, autodriving

В Антимонопольном комитете считают, что пять крупных операторов рынка согласовывают свои цены, в то же время сами операторы жалуются на борьбу с «легальным» бизнесом.

В Украине, несмотря на снижения мировых цен на нефть, стоимость бензина на АЗС растет. При этом крупные операторы рынка, как заявляют в Антимонопольном комитете (АМКУ), синхронно повышают цены, нарушая закон «О защите экономической конкуренции». В комитете собираются наказать компании миллионными штрафами, а сами участники рынка жалуются на давление. Сайт «Сегодня.ua» выяснял, почему для украинцев не дешевеет бензин и кого АМКУ обвиняет в картельном сговоре.

Феномен украинского рынка светлых нефтепродуктов

Антимонопольный комитет впервые начал расследовать признаки «картельного сговора» на рынке нефтепродуктов еще в 2013-м году. Крупных операторов заподозрили в том, что они, по предварительному согласованию, держат цены на одном уровне, а после одновременно их повышают. АМКУ, согласно закону «О рынке экономической конкуренции» имеет возможность оштрафовать нарушителя на крупную сумму – до 10% от годового товарооборота. К примеру, в 2013-м годовой оборот компании WOG составил 3 миллиарда долларов. Максимальная сумма, на которую Антимонопольный комитет мог оштрафовать компанию – 300 миллионов долларов.

Однако дело так и не было закончено. С этого момента руководствую АМКУ поменялось дважды, уже в январе этого года новый состав комитета начал новое разбирательство. На этот раз в государственном органе заинтересовались, почему нефть на мировых рынках дешевеет, а бензин в Украине – нет. Государственный уполномоченный, который занимается расследованием, Валерий Полюхович принял решение объединить дело двухгодичной давности с новым процессом. Уже в мае этого года компаниям, которые владеют марками АМІС, SOCAR, Shell, OKKO, WOG, отправили предварительные выводы, согласно котором они нарушили п. 3. ст. 6 закона «О рынке экономической конкуренции».

Глава АМКУ Юрий Терентьев отмечает, что признаков традиционного картельного сговора эксперты не обнаружили. «У нас ответствуют признаки сознательного, то, что называется hard core котельного заговора. Мы видим, параллельное поведение», – пояснил ситуацию чиновник.

«У нас ответствуют признаки сознательного, то, что называется hard core котельного заговора. Мы видим, параллельное поведение», – пояснил ситуацию чиновник.

На данный момент в комитете ждут, пока участники рынка аргументируют свою позицию. Уже в ближайшие два месяца в АМКУ вынесут окончательный вердикт участникам рынка. При этом Терентьев уточняет, что максимальная санкция (штраф в размере 10% от годового оборота), скорее всего, применяться не будет.

«Мы сейчас видим, что все субъекты ставят одинаковые розничные цены на бензин. Но фактически эта цена может быть на 10-15% ниже. Мы видим сознательное избегание конкуренции. В этом случае можно говорить, что это не классический картель, когда где-то в отели встретили СЕО компаний и договорились. Безусловно, у нас есть анализ экономических факторов, которые были в основе решений субъектов. Нам нужно кроме санкций, которые предусмотрены, дать наше видение тех изменений, которые должны произойти на рынке», – рассказывает Юрий Терентьев.

«Мы сейчас видим, что все субъекты ставят одинаковые розничные цены на бензин. Но фактически эта цена может быть на 10-15% ниже», – уверен глава АМКУ.

Главные факторы, которые влияют на стоимость бензина: цена на нефть на мировых рынках (85% светлых нефтепродуктов Украина импортирует), курс гривны (нефтепродукты покупаются за валюту), налоги (также платятся в валюте). В АМКУ говорят, что обнаружили на украинском рынке «интересный феномен»: когда нефть дорожает, цены на бензин взлетают, а когда нефть дешевеет – цены не меняются. Как поясняет Валерий Полюхович, операторы или создают запас прочности, или же пытаются получить сверхприбыль, продавая подешевевшие нефтепродукты по высоким ценам.

Эксперты считают, что на данный момент есть предпосылки для того, чтобы цены на бензин снизить на гривну. Как говорит президент ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук, сейчас в Украину заходит большое количество относительно дешевых светлых нефтепродуктов. «Падение оптовой цены дает основание надеяться, что в некоторых сетях понижение может быть до гривны на литре. Но кто насколько понизит – это его личное дело, мы с вами не можем прогнозировать. Чтобы прогнозировать, нужно понимать экономику того или иного оператора», – рассказывает эксперт.

Позиция операторов рынка: «серые» компании забирают клиентов, а АМКУ «давит на честный бизнес»

«Подозрение в сговоре свидетельствует о том, что АМКУ не владеет ситуацией на рынке», – уверен Леонид Косянчук. В ассоциации операторов рынка нефтепродуктов считают: компании внимательно следят друг за другом и между ними существует жесткая конкуренция.

«WOG писала на Shell жалобу, что они в каком-то тендере неправильно себя повели. Скажите, если я на кого-то «капаю» в антимонопольный комитет, я могу с ним договориться о каких-то согласованных действиях?», – говорит Леонид Косянчук.

«WOG писала на Shell жалобу, что они в каком-то тендере неправильно себя повели. Скажите, если я на кого-то «капаю» в антимонопольный комитет, я могу с ним договориться о каких-то согласованных действиях?», – говорит Леонид Косянчук.

Кроме того, эксперт уверен, что у компаний, которых обвиняют в согласованных действиях, похожая экономика: они закупают нефтепродукту у одного поставщика, работают в одном сегменте рынка.

При этом в самих компаниях действия АМКУ называют «давлением на легальный рынок».Так, по словам представителя одной из компаний, часть рынка светлых нефтепродуктов работает в «серую» – не платят налоги и за счет этого удерживают низкие цены на свою продукцию. Те, кто работает легально, вынуждены продавать бензин по высоким ценам и конкурировать в уровне обслуживания, а не в стоимости топлива. «Почему-то нет ни слова о тех, кто оптимизирует налоги, тех, кто искажает конкурентную среду. Почему к ним нет претензий у АМКУ? Может быть, комитет это делает для того, чтобы мы перестали бороться с нелегальным рынком, который не дает нам работать», – заявили в компании.

«Почему-то нет ни слова о тех, кто оптимизирует налоги, тех, кто искажает конкурентную среду. Почему к ним нет претензий у АМКУ? Может быть, комитет это делает для того, чтобы мы перестали бороться с нелегальным рынком, который не дает нам работать», – заявили в компании.

Если же АМКУ примет решение оштрафовать компании, операторы рынка собираются обжаловать постановление в украинском, а после и в европейском судах. Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн также считает: то, что компании синхронно повышают цены, может быть аргументировано экономической ситуацией на рынке.

«Они (АЗС, – прим. ред.) конкуренты в одной нише. Это ниша премиальных нефтепродуктов, которые они закупают у одних поставщиков. Но если ты не успеваешь за конкурентами, если конкурент поднял цены, а ты нет, это значит, что ты просто теряешь деньги. И наоборот, если тот конкурент снизил цены, а ты остаешься с высокой ценой, ты теряешь покупателя», – считает Сергей Куюн.

По словам главы АМКУ, позицию операторов рынка в комитете будут учитывать при принятии решения о том, искажают ли компании конкурентную среду, или нет. В то же время на украинских АЗС топливо продолжает дорожать. В мае средняя стоимость бензина марки А-95, по данным портала ВсеАЗС, было 20,67 гривны за литр, на данный момент цены выросли до 21,17 гривны. В то же время бензин марки А-98 подорожал на одну гривну, газ – на 2 гривны и 20 копеек, дизтопливо – на 50 копеек.

загрузка...
Еще одна новость

Компании отказываются от московского автошоу

02.09.2016 г. в 19:35, toneto

Низкий спрос и неясные перспективы российского авторынка заставили автопроизводителей, обеспечивающих продажи больше двух третей автомобилей в РФ, сэкономить и отказаться от участия в московском автосалоне, направив деньги в другие проекты. Как сообщает Рейтер, российский авторынок падает четвертый год подряд, постепенно скатываясь на уровень провального 2009 года, но два года назад почти все участники рынка еще надеялись на его рост и участвовали в обычно пользующемся популярностью главном российском автошоу. На этот раз в павильоне Московского международного автосалона (ММАС-2016) в первый день работы непривычно тихо и немноголюдно, поскольку многие компании решили его проигнорировать - участники нынешней выставки занимают вместе меньше трети российского рынка, свидетельствуют подсчеты Рейтер на основании данных Ассоциации европейского бизнеса за семь месяцев 2016 года. Почти половин…

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Итальянцы построили элитный катафалк Maserati Ghibli

02.09.2016 г. в 19:35, toneto

Судя по фотографиям, опубликованным на странице компании в Facebook она переделывает в катафалки, в основном, модели Mercedes-Benz, и похоронный Ghibli является скорее исключением. Кроме того, в фотоальбомах Ellena можно встретить, например, катафалки Chrysler 300C и Volkswagen Caddy. Компания Maserati представила седан Ghibli в 2013 году. В моторную гамму модели входят трехлитровые двигатели — бензиновый мощностью 330 и 410 лошадиных сил, а также дизельный мощностью 275 сил.

Прочитать новость
загрузка...
И кое-что еще!

Необычное применение автозапчастей

02.09.2016 г. в 19:35, avtoblog

15 самых безумных идей. Не стоит сдавать автомобиль в утиль, если года уже берут своё или произошло серьезное ДТП. Можно использовать запчасти в интерьере и подарить развалюшке вторую жизнь, более спокойную и комфортную.

Прочитать новость
Loading...

© 2013 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть