В Украине построят платные дороги: где они появятся и для кого будут выгодны

12.11.2016 г. в 13:11, domik

Пилотным проектом может стать дорога вокруг Киева, но эксперты отмечают – масштабных проектов ждать не стоит.

В Украине не впервые говорят о строительстве платных дорог. Самые масштабные проекты были разработаны к Евро-2012, но за все время они так и не появились. О намерении со следующего года строить в стране платные дороги заявил недавно министр инфраструктуры Владимир Омелян в эфире "5 канала". Есть ли перспективы для платных дорог в Украине, узнавал сайт "Сегодня.ua".

Зачем украинцам платные дороги?

"Если была бы альтернатива существующим дорогам, даже платным, я бы пользовался такой возможностью и сэкономил бы на ремонте машины, на времени и сохранил бы свои нервы", – говорит киевлянин Андрей Молочинский.

Платные трассы во всем мире строятся для сокращения и выпрямления маршрута в обход населенных пунктов. Такая дорога обычно соединяет два населенных пункта напрямую, сокращая путь на 50-100 км, позволяя сэкономить топливо и время, но за определенную сумму. В Украине качественные платные дороги могли бы стать альтернативой нынешним разбитым трассам. Эта идея для страны не новая, ее обсуждают с 1999 года, но с того момента ни одной платной дороги так и не появилось. Пилотным проектом еще 16 лет назад должна была стать дорога к польской границе Львов-Краковец. В мае 2015 года "Укравтодор" объявил конкурс на строительство первой в Украине концессионной дороги Львов-Краковец. Но уже в сентябре 2015 стало известно, что конкурсные заявки двух претендентов отклонили из-за несоответствия критериям.

"Платные или концессионные дороги – это дороги более высокого качества, которые соответствуют высоким стандартам, поскольку главным для пользователей таких дорог будет качество и скорость передвижения. Но реализация таких проектов может быть только при наличии альтернативной бесплатной дороги. Она может быть худшего качества и длиннее, но в любом случае, пассажир должен иметь возможность бесплатно проехать в пункт назначения", – отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Платные дороги длиной обычно от 25 до 60 км, поэтому надеяться, что появятся дороги с Киева в Одессу не стоит. Обычно такие дороги строят инвесторы за собственный счет и возмещают расходы на протяжении 10-30 лет со сбора платы за проезд – за доступ и эксплуатацию объектов дорожного сервиса, придорожной инфраструктуры, размещения рекламы, логистических центров и современных линий связи вдоль дороги.

По словам Сергея Вовка, строительство платных дорог позитивно повлияет на экономику страны. "Главное преимущество в том, что государство получает позитивный экономический эффект от инвестиций в инфраструктуру. В данном случае инвестиции работают на то, чтобы поднять в целом экономику страны. Один доллар вложенный в инфраструктуру, как правило, возвращается в экономику в виде 3-5 долларов", – говорит эксперт.

Как работают платные дороги?

Наиболее распространенный в мире вариант строительства платных автомагистралей – передача дорог инвестору или их строительство на условиях концессии. Инвестор должен содержать и строить дороги за свой счет, взамен он может взимать деньги за проезд по этой дороге с автомобилистов. Во многих странах Европы передвижение по скоростным автобанам уже давно платное. Но стоимость проезда по таким дорогам и система оплаты разные. Подтверждением оплаты служат наклейки на лобовом стекле, которые считывают специальные рамки, установленные вдоль дороги. Такие наклейки продаются обычно на заправках и называются стикерами либо виньетами. Они могут быть как на время проезда, так и на километраж. Также подтверждением проезда является квитанция, которую можно оплатить при въезде или выезде с платной дороги.

"Есть абсолютно разные системы, начиная от того, что оплачивается определенный период. Есть модели, которые приняты в Германии и Белоруси – за проезд платят только грузовые автомобили", – говорит Сергей Вовк.

В Польше, например, стоимость километра проезда по платной дороге составляет три евроцента с ограничением скорости до 130 км. В Италии – от семи евроцентов за километр. В некоторых странах проезд по платным дорогам оплачивается за определенный период, например, в Словении за семь дней нужно заплатить 15 евро, в Австрии 10 дней – восемь евро, в Венгрии 10 дней – 13 евро.

Почему концессионные дороги могут быть не выгодны в Украине

Из-за того, что в Украине относительно небольшая интенсивность движения на автомобильных дорогах, у нас в стране не будет массового строительства платных дорог, уверен бывший заместитель министра инфраструктуры и советник главы "Укравтодора" Александр Кава. "Большого количества концессионных дорог в наших условиях быть не может. Но это могут быть небольшие проекты с протяженностью 25-60 км. Каких-то масштабных проектов, например, автобанов через всю страну на условиях концессии, у нас частные инвесторы строить не будут. И причины здесь довольно объективные: низкая плотность населения страны и низкая покупательная способность", – говорит он.

Для инвесторов выгодно строительство концессионных дорог, если в сутки поток будет составлять не менее 18 тыс. автомобилей. По словам Александра Кавы, такой показатель достигается только на отдельных подъездах к городам-миллионникам. В общем, в Украине в среднесрочной перспективе можно построить не более пяти концессионных дорог, которые могут окупаться и быть интересными для частных инвесторов.

"Это было бы выгодней для граждан Украины тем, что было бы больше дорог в отличном состоянии. Но перспектив массового строительства концессионных дорог нет. Это могут быть не большие проекты, например, новая скоростная автомагистраль по европейскому коридору Е95 в обход всех населенных пунктов от Белой Церкви до Киева и новая скоростная дорога на восточном подходе ко Львову по трассе коридора Е40. Максимум по стране сейчас можно сформировать портфель из пяти реальных проектов не более", – говорит Александр Кава.

Для сравнения, в Стамбуле через пролив Босфор недавно построили платный тоннель, где среднесуточный поток автомобилей составляет 100 тыс., такого показателя нет ни на одной дороге даже Киева. А в Украине не построили ни одной дороги за 15 лет из-за того, что все эти года к инвесторам относились как благотворителям, не учитывая критериев, которым должна отвечать дорога.

"Инвесторы интересуются строительством дорог в Украине, но у них есть критерии, которым не соответствует большинство отечественных проектов. Среди этих критериев ключевой – интенсивность движения. Неоднократно инвесторам предлагалась дорога на границе с Польшей: от Львова до Краковца. Но интенсивность этой дороги гораздо меньше, чем необходимый минимальный уровень в 18 тыс. авто в сутки. Раньше чиновники почему-то полагали, что инвесторы – благотворительные фонды, которые будут финансировать все те проекты, на которые в государственном бюджете нет денег. Это неправильный подход. Проекты должны быть интересны инвесторам, окупать вложенные ими инвестиции и приносить прибыль", – отмечает Кава.

По словам экс-замминистра, одним из выгодных проектов концессионных дорог может быть дорога из Киева в Белую Церковь с ограничением скорости движения до 150 км/ч, которая позволит доезжать из города в столицу за полчаса.

Стоимость проезда по платной дороге будет зависеть от многих факторов: от габаритов автомобиля, длины самой дороги и других показателей. Как отмечает Александр Кава, в европейских городах плата за проезд концессионной дорогой составляет 15-20 евроцентов за километр или 4,34-5,78 грн/км.

Стоит отметить, что "Укравтодор" рассматривает введение платного проезда для грузовиков. Сейчас в Украине грузовики платят только в случае перевеса допустимых норм – 40 тонн на общих дорогах и 25 тонн на местных. Рассматривается два варианта: либо все грузовые машины будут платить, либо только иностранные, которые пересекают Украину транзитом. О планах ввести платный проезд для всех грузовиков заявил глава "Укравтодора" Славомир Новак в интервью "Эспрессо".

загрузка...
Еще одна новость

Прикордонники отримали право зупиняти автівки для перевірки документів

12.11.2016 г. в 13:11, 0372

ДПСУ отримала відповідне право від українського уряду. Про це йдеться у постанові, яка опублікована на офіційному ресурсі нашого уряду. Відтепер, кожний водій зобов’язаний під час зупинки співробітником ДПСУ транспортного засобу пред’явити свої документи та при необхідності надати правоохоронцю можливість оглянути власну автівку (якщо автомобіль знаходиться у межах прикордонної смуги або прикордонного району). Окрім цього, були введені нові дорожні знаки: «Початок/Кінець прикордонної смуги» та «Початок/кінець прикордонного загону».

Прочитать новость
И еще это можно почитать

Народная кубинская забава: гонки на "русских тазиках" (видео)

12.11.2016 г. в 13:11, glavnoe

На окраине Гаваны кубинские водители испытывают свои старенькие «Лады». Но об их возможностях нельзя судить только по внешности. Под капотом уже давно стоят иные, более мощные двигатели. Эти «заряженные» детища «АвтоВАЗА» — постоянные участницы местных соревнований. Такие гонки устраивает клуб Amigos del Motor.

Прочитать новость
загрузка...
И кое-что еще!

Водiї, начувайтесь! Полiцiя разом iз ДФС розпочинає спецоперацiю

12.11.2016 г. в 13:11, mmr

У разi порушення строкiв тимчасового ввезення iномарки водiєвi загрожує штраф 850 гривень. Це за прострочення до трьох дiб. А за бiльш нiж на десять — стягнення в розмiрi 17 000 гривень. Тож як має вiдбуватися ця процедура i на що слiд звертати увагу водiям, якщо раптом їх зупинили задля такої перевiрки? – Нинi дуже багато нерозмитнених автомобiлiв, якi їздять на iноземних чи транзитних номерах. Бiльшiсть їх усе ж таки ввезено з порушенням тих митних правил, якi є. Тому, як i у 2013 роцi (коли також була навала таких авто), їх почали вистежувати, — каже газеті “Експрес” автоюрист Богдан Глядик. – Як має вiдбуватися ця процедура? – Якщо транспортний засiб органи ДФС подають у розшук, тодi працiвники патрульної полiцiї мають право його зупиняти. Iнше питання, що працiвни…

Прочитать новость
Loading...

© 2013 AvtoVod
info@avtovod.org.ua

Закрыть
Нажмите «Нравится» и читайте автомобильные новости в Facebook!
Спасибо, я не хочу больше это видеть