Как шел ремонт дорог в царские времена

03.02.2017 р. в 16:02, bigkiev

Снежные заносы создают сложности на дорогах и не радуют автомобилистов. А 100 лет назад киевляне воспринимали снег на мостовых как благо – сани извозчиков неслись по заснеженным дорогам абсолютно беззвучно. В отличие от колесных экипажей, в теплую пору проносящихся с грохотом по уличным булыжникам. Издавна киевские улицы, как и во многих европейских городах, мостили деревом. Но деревянное покрытие недолговечно и нуждалось в частой замене.

Тем не менее, в 1811 году, после большого пожара, уничтожившего почти весь Подол, городские власти полностью отказались от деревянного мощения улиц. Более десяти лет киевские дороги стояли не мощенными и ездить по ним было, конечно, сложно. Особенно поздней осенью и в весеннюю распутицу.

Первую же улицу, проезжую часть которой покрыли булыжником, киевляне между собой стали называть Мостовой, то есть мощенной. Официально она называлась иначе – это была часть Александровской улицы. Ныне это Владимирский спуск, улица Сагайдачного и часть Контрактовой площади (до Контрактового дома).

В 1844 году в Киев приехал молодой историк Николай Костомаров. Он оставил короткое, но весьма любопытное свидетельство о тогдашнем состоянии киевских дорог. «Старый город, – утверждал Костомаров, – был немощен… Крещатик не имел ни магазинов, ни лавок, ни отелей. Большая часть построек была деревянная, мостовой совсем не было, в сырое время была там большая грязь и слякоть».

К середине XIX века в городе было вымощено всего четыре площади и 30 улиц, что составляло примерно треть всей тогдашней киевской дорожной инфраструктыр. Сравнительно невысокие темпы замощения улиц объяснялись, среди прочего, и тем, что булыжный камень приходилось доставлять из неблизкой Минской губернии – транспортировка требовала значительных затрат.

Для стабильного финансирования работ по замощению улиц городские власти увеличили налог на недвижимость на 1%. Однако полученные от этого деньги не всегда расходовались разумно. Увы, многие улицы мостили некачественно, в результате их проезжая часть довольно скоро проседала, в ней появлялись рытвины и ухабы, которые во время дождя превращались в небольшие озера.

Примеры? Извозчик Клиндух вез юную даму по Крещатику – мимо «Национальной гостиницы» на Бессарабке. То ли возница зазевался и не заметил огромную лужу, то ли опрометчиво решил, что лужа – мелкая и поленился ее объезжать, но его коляска ушла в трехметровый провал. Вместе с владельцем, лошадью и перепуганной на смерть пассажиркой. К счастью, вовремя подоспевшие полицейские быстро выудили пострадавших – обошлось без жертв.

Подобных случаев было немало. Только на замену покрытий уже существующих мостовых город тратил до 70 тыс. рублей ежегодно!

Как сократить бюджет

Впрочем, замощением – пусть и некачественным – были охвачены далеко не все киевские улицы. Многие так и остались грунтовыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, в апреле 1900 года настоятельница Киево-Флоровского монастыря обратилась к городскому голове Степану Сольскому с просьбой замостить улицу, ведущую к монастырской гостинице. Улица – словно нарочно! – называлась Черная грязь.

Аналогичная ситуация сложилась и на улице Багговутовской, где располагалась Еврейская больница. «Нужно видеть эту невылазную грязь, – взывал к сердобольности отцов города старший врач, – чтобы понять положение несчастных больных, поспешающих ежедневно в амбулаторию больницы».

Между тем, процедура выделения «дорожных» денег была непростой. Мостовая комиссия Городской думы составляла смету предстоящих работ и запрашивала соответствующую сумму. Затем за дело бралась финансовая комиссия, которая безжалостно резала предложенный дорожниками бюджет. Бывало, заявленная цифра уменьшалась на четверть.

Далее – самое интересное. Требований замостить или отремонтировать ту или иную улицу было намного больше, чем позволяли средства. Угадайте, каким заявкам отдавали предпочтение? Да, в приоритете были центральные улицы. Причем на перемощение Крещатика в иные годы выделяли треть всех «дорожных» денег города.

Впереди Парижа и Берлина

Мощение имело, конечно, множество преимуществ. Тем не менее, многих киевлян оно вовсе не радовало. Дело в том, что деревянные колеса экипажей проносились по булыжным мостовым с таким грохотом, что беседующим на улице пешеходам приходилось общаться исключительно с помощью крика.

А уж насколько высока была интенсивность движения на киевских улицах, можно судить по следующим статистическим данным. В 1904 году в Киеве на тысячу жителей приходилось 7,8 извозчиков, что было больше, чем в Париже (7,4), Варшаве (5,0), Риге (5,0), Берлине (4,3) и ряде других крупных городов Европы.

Мало того, что экипажей в нашем городе было огромное количество, так еще и разъезжали они с приличной скоростью – езда медленнее, чем восемь верст в час в Киеве вообще воспрещалась. Добавьте к этому постоянные вопли извозчиков нерадивым пешеходам, переходящим улицу: «Берегись!»

Вот почему появление снега и замена колес экипажей полозьями были для горожан благом – уличный шум резко снижался. Однако в Киеве снег никогда не держался дольше трех-четырех месяцев. Наступала весна – и транспорт вновь безудержно грохотал.

А извозчики против

Уменьшить городской шум могли только резиновые шины. В марте 1910 года Городская дума потребовала, чтобы ими в обязательном порядке были оснащены все киевские экипажи.

Это вполне логичное решение властей вызвало протест в среде извозчиков. Дело в том, что с появлением в Киеве электрического трамвая (в 1892 году), потом автомобиля (в 1898-м), а затем и фуникулера (в 1905-м), извозчики стали нести значительные убытки. Затраты на дорогие резиновые шины окончательно сделали бы их бизнес убыточным.

Отцы города были неумолимы. И в один прекрасный день извозчики в знак протеста не выехали на улицы Киева. В городе воцарилась относительная тишина, однако киевляне испытали множество неудобств: часть привычного ежедневного маршрута на работу и домой пришлось проделать пешком.

Возмущению горожан не было предела. И власти вынуждены были отступить – рассмотрение «резинового» вопроса решили перенести на более позднее время. Однако через несколько лет началась Первая мировая война, и вопрос о бесшумных шинах утратил остроту.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин