Покупка электромобиля в Украине: все за и против
12.09.2017 р. в 00:20, hyser
Электромобили становятся все более популярными. Если еще лет пять назад электрокары казались транспортом для энтузиастов, то сегодня Tesla на автомобильном рынке имеет приблизительно такой же статус, как iPhone в сегменте смартфонов.
По данным Федерации работодателей автомобильной отрасли, за первые 6 месяцев 2017 года Украина существенно нарастила объем первичной регистрации электромобилей. За указанный период в стране было зарегистрировано 1668 автомобилей с электрическим приводом, что на 165% превышает показатели за аналогичный период 2016 года.
Но означают ли эти цифры, что в Украине начался бум электромобилей? И главное: выгодно ли в наших реалиях покупать электрокар? Hyser попытался найти ответы на эти вопросы.
Почему электромобили в Украине пользуются спросом
На данный момент Украина занимает пятое место в мире по темпам роста рынка электромобилей. Если в 2012 году в стране насчитывалось всего 7 электрокаров, то в начале 2017 года их было уже более 3000. Это гораздо больше, чем в соседних странах. Например, в России в начале текущего года было зарегистрировано 920 электромобилей, в Молдове – 47, в Беларуси – 27.
Не в последнюю очередь популярность электромобилей в Украине связана с тем, что этот вид транспорта пользуется поддержкой государства. Еще в конце 2015 года Верховная Рада приняла законопроект №1674, отменяющий ввозную пошлину на электрокары. Министерство инфраструктуры обещает, что в будущем цены на электромобили снизятся еще на 20%. Ради этого в начале 2017 года даже представили проект, призванный стимулировать продажи экологически чистых автомобилей, но окончательно его пока не утвердили.
Проект предусматривает, что до 2021 года импортные электромобили в Украине освободят от ряда налогов и сборов. В частности, планируется отменить 16,8% НДС, 4,8% сбора в Пенсионный фонд, а также 109 евро акцизного сбора. Более того, правительство хочет предоставить налоговую скидку автомобильным дилерам и возвращать часть стоимости машины покупателю. Также в Кабмине намерены отменить пошлину на импорт комплектующих для электромобилей и установить отсрочку от уплаты НДС на 6 месяцев.
Свою роль в популяризации электромобилей играет и развитие соответствующей инфраструктуры. В Украине постепенно развивается сеть для зарядки электромобилей, которая на сегодня насчитывает более 600 станций. Их открывают не только в больших городах, но и в некоторых районных центрах. По количеству зарядных станций Украина уже обошла Польшу, Румынию, Болгарию и Беларусь.
Выгодная заправка… в краткосрочной перспективе
Безусловно, в украинских реалиях для многих главным аргументом при покупке электромобиля является не его экологичность, а экономия на топливе. Повседневное использование электромобилей обходится намного дешевле, чем машин с бензиновыми или дизельными двигателями.
Если учесть, что стоимость электроэнергии в Украине составляет в среднем 1,68 грн за 1 кВт·ч ), а среднестатистический электромобиль потребляет 20–25 кВт·ч на 100 км пробега, то получается, что за 100 км в пути владелец платит около 35–40 грн. В то же время на автомобиле с бензиновым двигателем 100 км пробега обойдутся в 120–200 грн.
С другой стороны, электромобили стоят намного дороже, чем обычные авто. Если брать автомобили «с конвейера», то стоимость электрокаров может быть выше на 50–100%.
К тому же экономия на топливе в будущем может частично или полностью нивелироваться. Дело в том, что батареи электромобилей имеют свои ограничения по пробегу и возрасту. К примеру, для самого популярного у нас электрокара Nissan Leaf на аккумулятор действует гарантийный срок – 8 лет и 160 тыс. км для дефектов и 5 лет и 96 тыс. км для потери емкости. Во втором случае можно обойтись без замены батареи, но при этом она будет служить намного хуже. В итоге владельцу будет сложно добраться даже в другую часть своего города.
Стоимость нового аккумулятора для большинства электромобилей составляет от 5 тыс. до 8 тыс. долларов. Для Tesla с ее мощнейшими батареями эта сумма будет еще больше. Если разделить этот показатель на годы использования авто и сравнить с расходами на топливо, выгода выходит крайне сомнительной.
Правда, есть более экономный вариант: приобрести за границей аккумулятор с аварийного или утопленного электромобиля. В таком случае придется заплатить 1,5–2 тыс. долларов. Однако здесь всегда есть вероятность купить кота в мешке.
На практике заявления о выгоде электромобилей по сравнению с бензиновыми авто являются преувеличенными. Да, заправка машины с электрическим приводом обходится намного дешевле, но в целом расходы на эксплуатации с точки зрения перспективы 5–10 лет получаются примерно одинаковыми.
Таким образом, перед покупкой электромобиля следует проанализировать ее целесообразность. Для этого еще раз взгляните на свой бюджет, условия и режим использования авто и так далее. Вероятно, самым лучшим вариантом станет покупка б/у электромобиля с небольшим пробегом с целью его дальнейшей перепродажи. В этом случае вы сможете экономно пользоваться машиной несколько лет, а потом продать ее, пока батарея не начала терять емкость.
С мыслями о зарядке
Электромобили считаются модным городским транспортом, но вместе с тем их владельцы сталкиваются с рядом трудностей. Главная из них связана с тем, что постоянно приходится думать о подзарядке.
На первый взгляд кажется, что среднестатистического пробега электромобилей на одной зарядке в 150–250 км в городских условиях будет вполне достаточно. Премиальная Tesla S и вовсе может проехать за один раз 425 км. Но эти цифры выглядят обманчиво.
В действительности заявленный запас хода в реалиях украинских городов придется сократить примерно на 30–35%. Дело в том, что условия официальных тестов нельзя сравнить с реальными условиями на дорогах. Тем более отечественных. Кроме того, еще процентов 30% заряда зимой уходит на отопление, а летом – на охлаждение салона. При сильных морозах на обогрев электромобиля может уйти до 50% паспортной емкости.
В итоге получается, что проехать 100 км на одной зарядке – это уже хороший показатель для крупных украинских городов даже при хороших погодных условиях.
Проблема заключается в том, что далеко не на всех парковках есть зарядные станции, а из офиса не всегда разрешают протянуть удлинитель. Для крупных городов все выглядит не так страшно: здесь найдется достаточное количество зарядных станций. А вот на трассах и в небольших населенных пунктах их на данный момент нет.
Вот и получается, что по практичности электрокары уступают обычным автомобилям. Сейчас их следует рассматривать как транспорт для передвижения на короткие дистанции. К примеру, для поездок в пределах небольшого города.
Если в семье есть машина с бензиновым или дизельным двигателем, покупка электромобиля выглядит вполне оправдано. Кроме того, электромобиль — рациональное решение для жильцов частных домов, которые не испытывают трудностей с обустройством зарядной станции и утепленного гаража.
В остальных ситуациях следует тщательно взвесить все «за» и «против». Но в любом случае электромобили – это очень перспективный вид транспорта. Со временем их батареи станут более емкими и мощными, а инфраструктура будет постепенно развиваться. А это означает, что преимущество электрокаров перед обычными автомобилями будет становится все более отчетливым.