Как выходит из кризиса украинский автопром
23.11.2017 р. в 12:23, etcetera.media
Производство автомобилей в Украине за год выросло на невероятные 80%. Впрочем, говорить о выходе отрасли из тяжелого кризиса пока не приходится.
ТЕНДЕНЦИЯ. За 10 месяцев 2017 года с конвейеров украинских автосборочных предприятий вышло 6640 автомобилей, что почти вдвое больше прошлогоднего показателя. Это первый «просвет» на фоне многолетнего пике: с 2008 по 2016 годы отечественное автопроизводство обрушилось в 100 раз.
УСПЕХИ. По сравнению с прошлым годом сборка легковых автомобилей выросла на 88% и составила 3,1 тысячи единиц. Автобусов произвели в 6 раз больше (337 единиц), а вот коммерческих авто — вдвое меньше (206 единиц).
КРУТЫЕ ПОВОРОТЫ. В 2008 году в Украине собрали более 400 тысяч автомобилей, большая часть которых пошла на экспорт. Уже в следующем, 2009 году производство упало в 6 раз, а к 2011 подросло в полтора раза. В итоге, Украина выпустила почти 100 тысяч автомобилей.
Как оказалось, это были не худшие времена. Война, кризис, потеря Крыма и части Донбасса, а также разрыв связей с Россией — важным рынком сбыта и поставщиком комплектующих — привели к тому, что в 2016 году все заводы Украины выпустили 4,3 тысячи автомобилей — как за один апрель 2014 года. На то время простаивали все крупнейшие заводы — «Еврокар» и «ЗАЗ» в Запорожье, «Богдан» в Черкассах и КрАСЗ в Кременчуге.
Нынешний «феноменальный рост» отчасти связан с оживлением на автомобильном рынке Украины, отчасти — с тем, что дальше падать просто некуда.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. По итогам 2016 года Украина оказалась на 46 месте среди 48 стран мира, производящих автомобили. Опередить нам удалось только скатившуюся в жесткий кризис Венесуэлу и еще Бангладеш.
Для сравнения, в 2008 году, на пике производства, Украина конкурировала с Бельгией, Румынией и Венгрией — «крепкими середнячками» европейского автопрома.
ВОЗМОЖНОСТИ. По прогнозам экспертов, в 2017 году в Украине будет реализовано 80 тысяч автомобилей — на треть больше, чем в прошлом году. Для сравнения, в 2013 году объемы продаж превышали 200 тысяч. Так что, несмотря на рост, спрос остается низким. К тому же, часть потенциального рынка съели «евробляхи». За три года украинцы ввезли из-за рубежа 400 тысяч автомобилей с иностранной регистрацией.
С учетом того, что украинский автопарк превысил 8 миллионов единиц, потенциальный объем продаж может достигать 400-600 тысяч штук. Это позволит реанимировать украинский автопром, даже если на отечественных производителей придется небольшая часть рынка.
Имея дешевую и квалифицированную рабочую силу, Украина вполне может стать крупным поставщиком авто в страны Европы. В 90-е и 2000-е годы это амплуа с выгодой для себя освоили Чехия и Словакия. В 2016 году они произвели более миллиона авто каждая, что поставило их в один ряд со столь крупными производителями, как Россия и Италия.
Современный авторынок очень динамичный. Быстро развивается сегмент электромобилей и гибридов, а в перспективе на смену «электрической» может прийти «водородная» революция. Перемены ударят по одним производителям, но создадут возможности для других. И, возможно, Украина еще войдет в топ-20 автомобильных держав мира.