Как Украина из экспортера авто превратилась в потребителя «евроблях»

02.03.2018 р. в 12:39, www.autoconsulting.com.ua

Как бы парадоксально это сегодня не звучало, всего 10 лет назад Украина была внушительным экспортером автомобилей и автобусов разных модификаций. AUTO-Consulting обнаружил интересную статистику тех лет, и сравнил с нынешними показателями.

По данным профильной Ассоциации «Укравтопром» в 2008 году ЗАО «ЗАЗ» – Запорожский автомобилестроительный завод экспортировал в страны ближнего и дальнего зарубежья более 72 000 автомобилей и автобусов различных модификаций! Чтобы было понятно, как это много, для сравнения нужно сказать, что в прошлом 2017 году, по данным AUTO-Consulting, в Украине было продано немногим более 80 тыс. новых автомобилей. И важно отметить, что этот экспорт продукции Запорожского автомобилестроительного завода принес тогда налоги в казну Украины и обеспечил поступление иностранной валюты. Всего же, за 10 лет «ЗАЗ» уплатил в бюджеты всех уровней почти 7,5 млрд. гривен.

На экспорт шли не только модели ЗАЗа, которые в странах СНГ продавались под названием ZAZ Chance (Chevrolet Lanos). Производство своих брендов на ЗАЗе было выгодным и для Chery. Ведь Украина – государство, которое сотрудничало со странами Таможенного союза (ТС стран Евразийского экономического союза). Благодаря этому, Chery получала для своей сети на рынках СНГ автомобиль с нулевой пошлиной — как продукт, произведенный в Украине. В торговую сеть китайского бренда в странах СНГ из Украины было поставлено более 20 тыс. автомобилей Chery Bonus (ЗАЗ Forza). Однако вскоре Россия ввела утилизационный сбор и вытеснила украинские автомобили со своего рынка.

Если говорить о производстве тех лет, по данным Ассоциации «Укравтопром» наиболее продуктивными для ЗАЗа были 2006, 2007 и 2008 годы. В это время на предприятии выпустили 193 тысячи, 282 тысячи и почти 258 тысяч новых машин, соответственно. Сегодня эти цифры выглядят фантастически. Ведь они в несколько раз превышают годовые объемы продаж новых автомобилей в нашей стране. И кажется абсолютно нереальным и невозможным, что такое мощное промышленное предприятие, как Запорожский автомобилестроительный завод, всего за каких-то 10 лет пришло в полный упадок. Напомним, что по данным Ассоциации «Укравтопром», в 2017 году на ЗАЗе было выпущено меньше 1700 транспортных средств.

Самыми удачными для экспорта продукции ПАО «ЗАЗ» были 2007 – 2012 годы. За этот период было экспортировано более 231,3 тыс. автомобилей бренда «ZAZ». Основными рынками сбыта были Россия (89%), Казахстан (3%), Сирия (2,5%), Беларусь (2%), Азербайджан (2%) и Узбекистан (1,5%). Основными экспортными моделями были ZAZ Chance, Сhery A-13, ZAZ Forza, ZAZ VIDA.

В 2011 году в Сирии началась война и там перестали вообще интересоваться автомобилями. После аннексии Крыма и начала АТО в 2014 году завод прекратил поставки автомобилей в РФ. Следом начали возникать и проблемы с транзитом автомобилей в другие страны, и таким образом отпал экспорт в страны Средней Азии и Казахстан. А в довершении экспортного коллапса. страны Таможенного Союза перестали признавать украинский Сертификат качества СТ-1 (в частности — в Белоруссии). «ЗАЗ» в одночасье остался без экспортных рынков и сохранил лишь поставки машинокомплектов для предприятия GM-Египет.

Показательно, что Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) почему-то самоустранилось и не отстояло интересы украинских производителей на рынке Белоруссии и не добилось снятия нелепых ограничений для украинского экспорта. Получился вообще парадокс: Украина признает все сертификаты, выданные белорусским производителям, и позволяет продавать их грузовики и автобусы с нулевой пошлиной, а украинские производители, даже имея сертификат СТ-1, не могут получить аналогичные условия на рынке Белоруссии. Украинские ЗАЗы и автобусы стали там неконкурентноспособными. А нашим чиновникам, ответственным за эти процессы, и дела нет.

Более того, скоро в Украину начнут поставлять и легковые авто, произведенные на белорусском предприятии «БелДжи», выпускающим кроссоверы Geely.

К сожалению, в этой ситуации, особенно в сертификационном споре с РБ, ПАО «ЗАЗ» не получил действенной помощи на государственном уровне. Беларусь по-прежнему не признает наш сертификат, а государственные органы Украины до сих пор не подняли этот вопрос. «ЗАЗ» оказался зажат только в рамках украинского рынка, объемы которого из-за девальвации и засилья подержанных авто, в 2 раза меньше, чем мощность самого «ЗАЗа».

Вот, как выглядит невеселая статистика производства автотранспортных средств на ЗАЗе в последние годы:

2013 – 22032 шт.

2014 – 13144 шт.

2015 – 3949 шт.

2016 – 526 шт.

2017 – 1682 шт.

2018 года в этом списке, скорее всего, уже не будет.

Произошло значительное подорожание электричества, газа, других коммунальных услуг, стремительно выросли налоги на землю, растет налог на недвижимость. Давят и кредитные обязательства, которые к 2017 году достигли 3 млрд. гривен! Отказываются выпускать комплектующие малыми объемами для ЗАЗа и поставщики, либо их стоимость уже астрономическая.

На данный момент приходится признать, что экономическая целесообразность продолжения производства автомобилей в Украине и на ЗАЗе, в частности, напрочь отсутствует.

Вот так, всего за каких-то 10 лет, Украина из экспортера автомобилей, превратилась в страну, где производство оказалось не целесообразным и убыточным.

Для этого, как на подбор, сошлись все негативные факторы. Девальвация денежной единицы, низкая платежеспособность населения, импорт подержанных иномарок из Европы по льготным акцизам и, конечно, бесконтрольный временный ввоз сэконд-хэнда на еврономерах. Прибавьте сюда военные действия на Востоке страны, и станет понятно: если ничего не изменится, то шансы, даже просто остаться на плаву, не говоря уже о каких-то минимальных объемах экспорта, у отечественных предприятий приблизятся к нулю.

Зато теперь Украина, полностью уничтоджив свою автопромышленность, будет покупать китайские автомобили из Белоруссии, аналог нашей ЗАЗ Vida из Узбекистана и еще целый ряд моделей из России. Наверное так выгоднее?

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин